N°58
03 апреля 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
  ПОИСК  
  • //  03.04.2001
Жюри дурака не сваляет
Современный танец на «Золотой маске»

версия для печати
Программа из семи спектаклей оказалась более чем представительной. География, впрочем, прежняя: «Кинетик» (Москва), «Игуан» (Санкт-Петербург) и большой десант с Урала: Муниципальный балет Евгения Панфилова (Пермь), Театр современного танца (Челябинск), екатеринбургские «Провинциальные танцы» и независимая команда «Киплинг». Прибавился только казанский театр «Дорога из города». Попытка представить совместные проекты опять не удалась. В прошлом году слетели работы немки Саши Вальц и японца Мин Танаки .В этом -- «Свадебка» Улы Гайгес (Германия), поставленная в Школе современного танца Николая Огрызкова. За месяц до показа хореограф отказалась признать работу «своей авторской», так как спектакль был самовольно отредактирован Огрызковым.

Потеря эта досадна. На сегодня именно сотворчество хореографов-иностранцев и русских танцоров приводит к самым интересным и «чистым» результатам в сфере contemporary dance.

Меж тем русские работы жанрово размыты и зачастую конъюнктурны. «Улучшать» тексты перед фестивалем стало дурной привычкой. Дуэт «Сон о проросшем рисе» («Дорога из города») вдруг превратился в квартет; к тому же руки здесь приложили видеоинженеры, компьютерщики и вживую музицирующая виолончелистка. Технически, и тоже в ущерб атмосфере, усложнили свой спектакль и питерцы. «Счастье» впервые «Игуан» показал на прошлогоднем фестивале в Вильнюсе. Тогда спектакль веселил дурашливыми воспоминаниями о «культурных героях прошлого» -- наивном Буратино, романтичной Мальвине, секс-символах индийского кино, спортсменах, космонавтах. Теперь все персонажи обросли буратинскими носами, а на экране, где раньше была изображена одна только схема бороздящего просторы космического корабля, беспрерывно крутят изобличающее родину кино. Некогда полные намеков и пародий танцы, исполнившись критическим пафосом, ныне смущают эклектичностью.

Если так и пойдет, нашим первопроходцам не избежать участи Балета Евгения Панфилова. Собственно «под него» и открыли в свое время новую номинацию: соревновавшегося то с Баланчиным, то с Эйфманом пермского «хулигана» жюри отвергало год за годом. День расплаты наступил, но снова не для заматеревшего в компромиссах Панфилова. Дать «Маску» его «Прекрасным дамам маркизов и русских князей» значило бы определить современный танец как нечто среднее между шоу и балетом. Слишком претенциозное для кабака и слишком жеманное для сцены, зрелище это безадресно и почти бесцельно. Цель одна: доказать, что современные танцовщики умеют не хуже балетных под раскаты серьезного композитора Рахманинова прыгать, вертеться, красиво падать и сексуально ронять пиджаки с оголенных плеч.

По контрасту с вычурным балетом Панфилова «Зарисовки с натуры» Ольги Пона (Челябинск) показались чище родниковой воды. Никакой косметики и следов авторского насилия. Танцоры естественны и самодостаточны. Горланят частушки, играют в карты, ссорятся и влюбляются. Танцевальные фрагменты возникают как бы случайно и связаны только удивительно легкой и грустной атмосферой ожидания -- чего-то, что так и не произойдет. Предыстории сольных всплесков и дуэтных потасовок остаются за кадром, но тем графичнее и весомее «случайно» попавшие в кадр зарисовки.

Разумеется, убеждать в профессионализме, валяя при этом дурака, -- дело не из легких. И академическому жюри, думается, тоже нелегко дышать воздухом этого колеблющегося поколения. Между стульев -- и те и другие. Как оценить дичайшую смесь наивности и цинизма Александра Пепеляева, выползающего на сцену в лохмотьях «старухи Хармса», дабы хрипеть, сипеть и путаться под ногами у своих артистов («Не там» «Кинетического театра»)? Тут надо понимать, что сделать «стильно» для Пепеляева равносильно самоубийству. И как довериться не менее странному сочетанию чувственности и аскетизма Татьяны Багановой («Провинциальные танцы»). Ее «Кленовый сад» -- самое красивое и одновременно самое «уродливое» сочинение фестивальной программы. Ритуальные танцы корявых уродцев вокруг сухого дерева чисты и честны, как рисунки детей и сумасшедших, -- так же интуитивны, зловещи и свободны от «взрослых» норм и символов.

Всех превзошли в свободомыслии незатейливые, площадные во всех смыслах, «киплинги». Велеречивые и экономные. Уродливые и прекрасные. Самодеятельные и суперпрофессиональные. «Высокорослые томаты, или Правда о грушах» -- спектакль-мистерия, в котором таинство взращивания на шести сотках какого-нибудь гибрида вроде «дынной груши» реставрируется как великий и ужасный религиозный культ. Уморительно, ново и восхитительно все: и соло дождевого червяка, рыхлящего почву, и адажио сошедших с постамента рабочего и колхозницы (только вместо серпа и молота в руках у них садовые инструменты), и групповой ритуал «полива» всходов, напоминающий клубную «тачанку».

При всем успехе у зрителей и критиков юных мичуринцев вряд ли оценят по достоинству. Серьезное жюри обсуждать «киплингов» постесняется (даже если захочет): слишком они легки и понятны, слишком откровенно дурачатся. В прошлом году влюбившееся в «киплингов» с первого взгляда жюри чувства свои предпочло подавить. Жаль, если это повторится. Ведь ради открытия таких новых «независимых» и создавали номинацию «современный танец».
Ольга ГЕРДТ

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  03.04.2001
Стартовал фестиваль «100 лет Большому залу Московской консерватории»
С отрывом в несколько дней от Большого театра юбилей справил и Большой зал Московской консерватории. В отличие от своего 225-летнего коллеги зал помоложе -- ему всего сто. Но с другой стороны, и цифра более несомненная, и осознать ее легче, и история вся как на ладони. А кроме того, даже в самые трудные времена залу всегда найдется чем гордиться -- хотя бы французским органом, легендарной акустикой и архитектурой Василия Загорского, соединившего в своем самом знаменитом творении любовь к античности с добрым старым московским классицизмом. В общем, празднуй -- не хочу. >>
  • //  03.04.2001
Озор свежих номеров журналов "Звезда", "Знамя", "Октябрь" и "Новый мир". >>
  • //  03.04.2001
В Москве открылась выставка главного русского футуриста
Давид Бурлюк во всех смыслах был лидером русского футуризма и сделал для него столько же (если не больше), сколько Андре Бретон для авангарда европейского. Огромная выставка-hommage Бретону прошла несколько лет назад в Центре Помпиду. Небольшая выставка-hommage Бурлюку открылась только сейчас, и не в Третьяковской галерее, что было бы, наверное, правильно, а в скромном Московском центре искусств. >>
  • //  03.04.2001
Английская молодежь уходит «В отрыв!» на московских экранах
Наверное, именно пушкинской строчкой, вынесенной в заголовок статьи, стоило бы перевести на русский название Human Traffic (буквально -- «человеческое движение»). Но русские прокатчики предпочли дать фильму молодого англичанина Джастина Керригана «молодежное» название «В отрыв!» и разрекламировать его как «химическую», «кислотную» комедию о современной «клубной культуре». Это, наверное, правильно с коммерческой точки зрения, но не совсем справедливо по отношению к чудесному и остроумному фильму, главным достоинством которого является как раз не молодежная продвинутость, а обаятельная старомодность, отсылающая к душевному реализму английских «рассерженных» режиссеров... >>
  • //  03.04.2001
Современный танец на «Золотой маске»
Программа из семи спектаклей оказалась более чем представительной. География, впрочем, прежняя: «Кинетик» (Москва), «Игуан» (Санкт-Петербург) и большой десант с Урала: Муниципальный балет Евгения Панфилова (Пермь), Театр современного танца (Челябинск), екатеринбургские «Провинциальные танцы» и независимая команда «Киплинг». Прибавился только казанский театр «Дорога из города». Попытка представить совместные проекты опять не удалась... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика