N°47
19 марта 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
  ПОИСК  
  • //  19.03.2001
Воздушные кошмары
Для борьбы с угонщиками нужны не только охранники, но и психиатры

версия для печати
Драма с российским самолетом, захваченным чеченскими террористами в Турции, заставляет задуматься о том, может ли миру и в XXI веке грозить новый всплеск политических угонов, пик которых, казалось, миновал еще три десятилетия назад.

Сама практика захватов пассажирских самолетов появилась после окончания второй мировой войны. С 1948 по 1957 год было зафиксировано всего лишь 15 попыток угона самолетов. Первый серьезный кризис разразился после революции на Кубе. В 1960 году разочарованные в социализме пилоты Cubana один за другим потянулись на север к берегам Флориды. Хотя эти случаи отличаются от «классического» угона самолета террористами в масках, кубинские летчики проторили дорогу к использованию воздушных судов для бегства через «железный занавес». Поначалу угонщиков с Острова свободы встречали с распростертыми объятиями. Администрация США даже узаконила эту практику, передавая перелетевшие самолеты как возмещение американским компаниям, пострадавшим от кастровской экспроприации.

Но уже на следующий год нашлись желающие совершить перелет в обратном направлении. 1 мая 1961 года впервые в истории был похищен и угнан на Кубу американский самолет компании National Airlines с 10 пассажирами на борту. За дело взялись идеалисты, кубинские патриоты и просто авантюристы, надеявшиеся на денежную премию от Кастро. Вашингтону пришлось отказаться от поддержки воздушного терроризма и нехотя договариваться с Гаваной об экстрадиции преступников.

Позднее жители соцстран не раз пробовали удрать на самолете, что негласно поощрялось Западом. Когда в октябре 1970-го отец и сын Бразинскасы угнали в Турцию Ан-24, убив при этом бортпроводницу Надежду Курченко, Москве их не выдали. Таких попыток было много, но успешных -- лишь единицы. Западные источники приводят историю о гибели в мае 1973 года аэрофлотовского Ту-104, летевшего из Москвы в Читу с 81 пассажиром. Террорист потребовал лететь в Китай, но пронесенное им на борт взрывное устройство сработало в районе озера Байкал. В 80--90-е годы и сами китайцы не раз угоняли гражданские самолеты на капиталистический Тайвань, откуда их исправно выдают обратно на материк. Впрочем, не далее как в прошлом году группа жителей Афганистана пошла по этим стопам и использовала рейсовый самолет для бегства от талибов в сытый и спокойный Лондон.

В конце 60-х всплеск арабо-израильского противостояния привел к новой, невиданной ранее волне воздушного терроризма. Нападения на лайнеры израильской авиакомпании и самолетов третьих стран, направляющихся в Израиль, вызывали одобрение в странах Ближнего Востока. Если в 1968 году было 38 случаев угона воздушных судов, то в 1969-м -- уже 82. Самая знаменитая история произошла в 1976 году, когда группа симпатизирующих палестинцам террористов угнала в Уганду рейс Air France, летевший из Тель-Авива в Париж. Для вызволения заложников израильский спецназ предпринял молниеносный военный рейд в Кампалу, в результате которого были убиты все террористы, 35 угандийских солдат и взорваны 11 МиГов ВВС Уганды.

«Арабская» волна распространилась и на другие страны, перешедшие дорогу исламским фундаменталистам и сепаратистам. В 1985 году захваченный лайнер американской компании TWA неделю скитался между Алжиром и Бейрутом. Когда один американец был убит, Израилю пришлось удовлетворить требование об освобождении ливанских и палестинских заключенных. В декабре 1994 года четверо боевиков из алжирской Groupe Islamique Armee захватили аэробус А-300 авиакомпании Air France -- это была месть Парижу за помощь властям Алжира. Прежде чем преступников перебил французский спецназ, три пассажира были казнены.

Мир стал суров к террористам, и лететь им уже практически некуда. Поскольку на авиакомпании стран -- укрывателей террористов немедленно налагаются санкции, сегодня убежищем может служить лишь «черная дыра» вроде Афганистана или Ирака, чьи самолеты и так никуда не летают. В декабре 1999 года к талибам в Кандагар угнали индийский аэробус кашмирские исламские сепаратисты, добившиеся в обмен на жизнь 155 пассажиров освобождения трех соратников-боевиков из индийских тюрем. После этого талибы дали им спокойно уйти через дырявую границу в Пакистан. В Ираке скрывается угонщик саудовского самолета, пожелавший в прошлом году заявить о «нарушениях прав» простых саудовцев.

Самым опасным типом террориста XXI века является псих-одиночка, не имеющий разумных целей и не состоящий на учете в контртеррористических ведомствах. В декабре прошлого года молодой кениец ворвался в пилотскую кабину Boeing 747-400 компании British Airways, направлявшегося в Найроби. Началась драка, в ходе которой отключился автопилот. Лайнер, потеряв на время управление, дважды резко снизился к земле и едва не разбился. В 1999 году 28-летний японец Юдзи Нисидзава вдруг ощутил, что устал играть в компьютерные игры, и решил порулить настоящим самолетом. Хитроумно обойдя систему контроля в токийском аэропорту Ханэда, он прорвался с ножом в кабину Boeing 747 All Nippon Airways и смертельно ранил пилота. Буян хотел попробовать себя в высшем пилотаже над Токийским заливом, включая пролет под мостом и мертвую петлю. В обоих случаях число жертв тронувшихся умом самоубийц исчислялось бы сотнями, тогда как в случае политических угонов они измеряются, при наихудшем раскладе, десятками.

В ноябре 1996 года Boeing 767 компании Ethiopian Airlines, летевший из Аддис-Абебы в Абиджан, был захвачен тремя эфиопами. При взятии самолета они обошлись подручным «оружием» -- топором, огнетушителем и бутылкой виски с тележки, после чего потребовали лететь на другой конец планеты в Австралию без дозаправки. В ответ на уговоры разрешить посадить самолет те сказали, что бежали из тюрьмы и «хотят войти в историю». Летчик попытался спланировать на мелководье у Коморских островов, но самолет от удара развалился на куски, 125 из 175 человек погибли. Если беглецы от коммунизма и борцы с сионизмом хоть на время казались кому-то симпатичными, то беспощадность бесцельного террора изначально страшит. Увы, стрессов у современных людей все больше, а самолеты становятся все более и более вместительными.

Яков Кедми, бывший глава израильской организации «Натив» по связям с евреями в Восточной Европе:

-- Я входил в психологическую группу, имевшую дело с террористами, которые в 1989 году угнали советский самолет из Минвод в Израиль. Нам предстояло определить, что это за люди, «политические» они или нет, насколько все это серьезно. Помогли переговоры, благодаря которым удается собрать информацию и решить проблему, не применяя силы. Нам повезло: несколько террористов вышли из самолета для беседы, и с первых же слов мы поняли, что это обычные бандиты и штурма не потребуется.

Если же переговоры не помогают, действия спецотрядов стандарты. Выбрать самый неожиданный момент, внести один-два отвлекающих фактора и нейтрализовать террористов в первые секунды. Сам акт прорыва в самолет -- дело техники. Спецслужбы отличаются друг от друга не этим, а оснащением, способностью оценить и спланировать операцию. Важно знать национальность угонщиков, степень их религиозности, на основании этого специалисты делают выводы. Кстати, в Израиле есть спецбригада «Довдован Шамшон», солдат которой не отличишь от арабов, они сливаются с местным населением. Правда, у нее другие задачи, не освобождение самолетов.

Хотя при освобождении часть заложников иногда погибала, власти Израиля никогда не выполняли требования террористов. Любая сделка приведет к резкому учащению терактов, и жертв будет больше. Благодаря жесткой системе контроля у нас почти невозможно пронести на борт оружие, если только через работника аэропорта. Поэтому ко всему прочему на борту каждого самолета находятся агенты безопасности. Принцип такой: лучше заранее вложить деньги в дополнительную защиту, так как нет ничего дороже жизни людей.

Член Национального совета Палестины и ЦК «Народного фронта освобождения Палестины» Лейля Халед:

-- Не хочу комментировать действия чеченских угонщиков и особенности российско-чеченского противостояния. Я не знаю, кто эти угонщики. Может, это просто бандиты? К тому же я вас уверяю, что палестинская и чеченская проблемы -- абсолютно разные. Хотя бы потому, что сионисты создали государство Израиль всего 52 года назад на наших землях, изгнав нас с них.

Да, в молодости я участвовала в операциях по угону израильских самолетов. Я была активисткой «Народного фронта освобождения Палестины», руководство которого в 1968 году впервые после второй мировой войны придумало угонять самолеты. Но эти операции вскоре прекратились, так как мы выполнили нашу задачу: привлекли внимание мира к проблеме Палестины, о которой мало кто задумывался. Сейчас это нам не нужно. Наоборот, может навредить в глазах общественного мнения.

Тогда все было значительно проще. В самолетах не было охраны, а в аэропортах -- систем проверок багажа, досмотр был поверхностным. Хотя, думаю, желающие и сейчас найдут способы совершить операцию. Пассажиры пугались, но мы берегли их, и никто не пострадал. А вот когда в 1970 году после пары удачных операций мы впервые наткнулись на израильскую охрану самолета -- был убит наш товарищ. Меня арестовали, но поскольку это происходило в Великобритании, англичане не выдали меня израильтянам и вскоре обменяли на заложников еще одного угнанного самолета. В целом же палестинский народ вправе решать, какими формами сопротивления и когда пользоваться. Наверное, это касается и других народов. Законна любая форма борьбы за освобождение угнетенного народа.
Александр ТИМОФЕЕВ

  ЗАГРАНИЦА  
  • //  19.03.2001
Албанцы отплатили НАТО за защиту, а македонцам -- за приют
Мировому сообществу представилась новая возможность попрактиковаться в активном миротворчестве, основы которого были заложены ровно два года назад акцией НАТО по защите косовских албанцев. Обстановка в Македонии, которой до сих пор удавалось обойтись без военных действий, развивается по косовскому сценарию. Вчера в македонской армии была объявлена мобилизация. >>
  • //  19.03.2001
Ящур вдохнул новую жизнь в мясные войны
Ящур, болезнь, которую в Западной Европе считали побежденной, не только возродился, но и к концу прошлой недели превратился в настоящее бедствие, которое напугало весь Старый Свет. Очевидно, что карантинная "чрезвычайщина", сопровождаемая массовым забоем скота, и попытки стран, еще не затронутых эпизоотией (эпидемия у животных), отгородиться от заразы скажутся на мировой экономике в целом. >>
  • //  19.03.2001
Для борьбы с угонщиками нужны не только охранники, но и психиатры
Драма с российским самолетом, захваченным чеченскими террористами в Турции, заставляет задуматься о том, может ли миру и в XXI веке грозить новый всплеск политических угонов, пик которых, казалось, миновал еще три десятилетия назад. >>
  • //  19.03.2001
И уволил шефа МВД
Президент Украины Леонид Кучма постепенно выполняет требования оппозиции, выдвинутые еще в прошлом году. В субботу «Новый канал» со ссылкой на информированные источники сообщил, что президент Кучма уволил министра внутренних дел Юрия Кравченко, назначив на его место начальника киевской милиции Юрия Смирнова. Официально этого вчера не подтверждали. >>
  • //  19.03.2001
Берлин переведен на осадное положение
Столица Германии намерена встретить вирус ящура, если таковому все-таки удастся сюда проникнуть, во всеоружии. Все столичные службы готовятся к худшему и заранее отрабатывают сценарий осадного положения. >>
  • //  19.03.2001
Как чеченцы за рубежом реагируют на ситуацию с угоном в Саудовскую Аравию, спецкору газеты «Время новостей» Елене СУПОНИНОЙ рассказал лидер чеченской общины в Иордании, бывший министр занятости Иордании Саид БЕНО. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика