N°235
24 декабря 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
  ПОИСК  
  • //  24.12.2001
Театр как вещь не в себе
«Агамемнон и дочь Тиндарея» на гастролях в Москве

версия для печати
Спектакль греческого театра «Акторионес» был впервые показан у нас на Театральной олимпиаде. Точнее, в рамках ее программы, которую курировал Анатолий Васильев. Теперь театр-лаборатория «Акторионес» снова в Москве и снова играет в васильевской «Школе драматического искусства». Что неудивительно. Представить его выступления на другой театральной площадке практически невозможно. Это выглядело бы так же нелепо, как литургия в киноконцертном зале -- сакральный акт в профанном пространстве. Племя экспериментаторов, зараженных бациллой Ежи Гротовского, к которым, без сомнения, принадлежит и сам Васильев, и руководитель «Акторионеса» Василис Лагос, -- это ведь не просто театральное направление. Это своего рода конфессия. Идея спектакля, в котором надо что-то изображать, развлекая публику, отрицается ими с такой же страстью, с какой ветхозаветные пророки отрицали языческое многобожие. Театр -- есть место духовного напряжения, а не приятного времяпрепровождения.

В таком отношении к театру сказалась тоска европейского секуляризированного сознания по религиозности. Не вере, ибо она предполагает поклонение конкретному богу (или богам), а именно религиозности, особому состоянию души, взыскующей чего-то запредельного. Гротовскому первому пришло в голову истолковать театральное преображение не как игру, а как изменение и обновление самого себя. Неустанный духовный и телесный тренинг. В конечном итоге великий поляк вообще отказался от зрителей, превратив театр из «вещи для нас» в «вещь в себе». Последователи покойного гуру, как правило, менее радикальны. Они по-прежнему выступают на публике, но спектаклями их опусы можно называть лишь очень условно.

В «Агамемноне и дочери Тиндарея» легко обнаружить все родовые черты такого «театра в поисках запредельности» -- способ создания текста (он рождался по наитию во время репетиций), способ его произнесения (экстатическая мелодекламация с неподвижными, словно обращенными внутрь себя глазами), наконец, способ существования актеров. Выйти на сцену означает для них одновременно и войти в транс. Ключевое для театра древнегреческое слово «мимесис» (подражание) в данном случае совершенно неуместно. Тут никто никому не подражает. Так же как не подражает никому медиум или дервиш.

Может показаться, что спектакль «Акторионеса» пытается возродить практику древнегреческого театра. На деле все гораздо сложнее. Вопреки расхожим представлениям актеры на древнегреческой сцене (точнее, орхестре) не впадали в транс, а именно играли, ясно чувствуя дистанцию между собой и героем, а в текстах древнегреческих классиков всегда есть определенный нравственный посыл и убедительное логическое обоснование каждого поступка. У Василиса Лагоса все иначе. Звучание слова оказывается важнее его значения (именно на поиски верного тона и верного размера и были потрачены основные усилия актеров). Речь актеров должна воздействовать напрямую, как звуки музыки. Страдания Ифигении и боль Клитемнестры должны стать понятны нам, даже если мы ничего не знаем об их судьбе. И в лучшие минуты спектакля (так и хочется написать -- рожденного из духа музыки) действительно становятся. Новогреческий язык в исполнении актеров «Акторионеса» звучит как древнегреческий, как нечто архаическое, возникшее в недрах коллективного бессознательного и объединяющее нас независимо от национальной или социальной принадлежности.

Самое интересное, что подобного рода эксперименты, но в несколько ином ключе осуществлял в 70-е годы антипод Гротовского Питер Брук. В его спектакле «Оргаст» (1971) актеры отказались от общения посредством общепонятных слов, знаков и сигналов. Они играли на придуманном, несуществующем языке, пытаясь донести смысл произнесенного на эмоциональном, звуковом и даже биологическом уровне. Совершенно разные театральные традиции обнаружили в данном случае свое родство, и это, на мой взгляд, показательно.

Абстрактная жажда запредельного породила во второй половине прошлого века эклектическое явление под названием New Age, довольно быстро обнаружившее свою кичевую природу (интерес ко всему архаическому и экзотическому без веры лишен смысла). Недоверие к слову как основному элементу рационалистической культуры вызвало к жизни постструктуралистскую борьбу с логоцентризмом, актуальность которой давно уже представляется сомнительной. В области театра те же самые явления оказались удивительно плодотворны. Они до сих пор продолжают определять значительную часть европейского театрального ландшафта, а экстатический, эмоционально открытый театр «Акторионес» все еще способен докричаться до нас поверх интеллекта, культурных различий и всех прочих барьеров.
Марина ДАВЫДОВА

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  24.12.2001
Группа «Альянс» отпраздновала двадцатилетие
Без особой помпы, выразившейся в отсутствии какой бы то ни было рекламы, в минувшие выходные произошло в Москве любопытное событие. В клубе «Б-2» собралась группа «Альянс» и в связи с двадцатилетием своего создания исполнила старую программу. Казалось бы, что такого: воссоединение всех со всеми -- обычная беда нашего времени. У кого-то творческая несостоятельность, кого-то ностальгия душит -- не суть важно. К замечательному «альянсу» Игоря Журавлева, Инны Желанной, Сергея Старостина и Сергея Калачева это отношения не имеет... >>
  • //  24.12.2001
Сто лет назад родился Александр Фадеев
Мир Фадеева держался на трех постулатах: праведники приносятся в жертву; индивидуалист -- всегда предатель; революция живет в бессмертном вожде. Дальше -- детали... >>
  • //  24.12.2001
Пять литераторов получат гонорары
Премией «Дебют» -- независимой от всех, кроме учредившего ее Международного фонда «Поколение» (президент -- бизнесмен и депутат Госдумы Андрей Скоч) -- поощряют литераторов, не достигших 25 лет. Существующую второй год награду бурно раскручивали, рекламировали по телевизору и энергично защищали от зоилов, что занудно твердили: литература не спорт, премия не стипендия, помощь молодым не игра, гении приходят в литературу как хотят... Ничего, отвечали организаторы, главное талант не упустить... >>
  • //  24.12.2001
«Агамемнон и дочь Тиндарея» на гастролях в Москве
Спектакль греческого театра «Акторионес» был впервые показан у нас на Театральной олимпиаде. Точнее, в рамках ее программы, которую курировал Анатолий Васильев. Теперь театр-лаборатория «Акторионес» снова в Москве и снова играет в васильевской «Школе драматического искусства». Что неудивительно -- представить его выступления на другой театральной площадке практически невозможно... >>
  • //  24.12.2001
Судьба премиального пакета Антибукер вызывала тревогу с июня, когда основатель премии, председатель ее оргкомитета и всех пяти жюри Виталий Третьяков был отставлен от «Независимой газеты». Осенью поползли слухи: Антибукера больше не будет... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика