N°231
18 декабря 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
  ПОИСК  
  • //  18.12.2001
Почти без гостинцев
версия для печати
В «Звезде» (№11) помещены повесть Марии Рыбаковой «Паннония» (шибко метафизическая) и повесть Анатолия Хруцкого «Окаянные дни Ивана Алексеевича» (а то про старого Бунина и кошмар в его доме больше почитать нечего!). Занятно квазимемуарное эссе Георгия Иванова «Арзамас» (публикация и комментарий А. Г. Меца). Стоит пристального внимания «Оборвыш» Омри Ронена (послевоенные киевские впечатления автора, тогда подростка, инкрустированные обильными литературными реминисценциями; местами очень страшно). Кажется, «Из города Эн» -- постоянная рубрика Ронена в «Звезде» -- почти готова отлиться исповедально-филологической книгой.

«Знамя» (№12) по праву может гордиться главами из книги Марины Вишневецкой «Опыты» -- пристальными, изящно выстроенными, горчайшими новеллами, укутанными в эссеистическую драпировку. Повесть Григория Ряжского «Четыре Любови» лучше задумана, чем сделана. (И мать у героя была Любовь, и первая жена, и вторая, и соблазнительная падчерица -- и до паралича довели его совместными усилиями. Потому как, хотя по-гречески у слова «любовь» четыре эквивалента, литератора с дворянско-еврейскими корнями к беде все ведут.) Открывают номер два стихотворения Сергея Гандлевского. Приятно видеть поэтические подборки Михаила Кукина, Константина Гадаева и Игоря Федорова -- к тому же стихотворцы друг другу приветы (посвящения) посылают. Федоров -- так двум сразу, «моим друзьям -- Костяну с Михой». Статья Станислава Рассадина «Отщепенец Р., или Гамлет, который выжил» полна такой настоящей любви к герою -- актеру и писателю Владимиру Рецептеру, что завидки берут: не умеем мы, нынешние, так писать -- даже о самых душевно близких художниках.

В «Новом мире» (№12) по-прежнему интересны главы из книги Вл. Новикова «Высоцкий» и дневниковые записи Игоря Дедкова («Новый цикл российских иллюзий», 1985--86).

Козыряет журнал двумя «молодыми» именами. Рассказ Романа Сенчина (вообще-то тридцать лет писателю) «В обратную сторону» -- дополнение к его же повести «Минус» («Знамя», №8). Те же минусинские декорации (и рынок был, и автобусы с надписью «Без льгот!» были), та же безнадега, то же «суровое сострадание» обездоленным, тот же «как бы реализм». По хорошим лекалам сделано. (Только у Астафьева или Екимова не в «лекалах» сила.) Отличник угадал и угодил. В добрых чувствах Сенчина я не сомневаюсь. В необходимости писать о тяготах провинциальной России -- тем паче. Может «из тяжести недоброй» получаться искусство. А может и не получаться. И когда еще более молодой Сергей Шаргунов (были у него в «Новом мире» рассказы -- не хуже прочих) в статье «Отрицание траура» соловьем заливается про «агонию постмодернизма» (имен, кроме Пелевина, Сорокина и Акунина, разумеется, нет), «новый русский ренессанс» и столь же «новый реализм», становится стыдно. Не за прозаика (кто молод не бывал!), а за тех опытных (и куда более аккуратных в собственных суждениях) профессионалов, что пестуют подобное словоблудие, дают индульгенции за «правильное направление» и невольно приучают сравнительно молодых литераторов к безответственному «учительству» и самоупоенному высокомерию.

В «Неприкосновенном запасе» (№4) три «темы номера» и одна «супертема» -- такая, что и темой ее не называют. Зато по всему журналу распылена. Понятное дело -- 11 сентября. Письма из Америки с подобающими рефлексиями (Андрей Зорин, Владимир Левин, Джордж Блекер), «социологическая лирика» Алексея Левинсона (дескать, «мы сами -- Усама»; «наше отторгаемое «восточное» прошлое в этом кошмаре приближается к нам. Призраком мировой войны неизвестно с кем»), даже «либеральное наследие» (статья Чарльза Тейлора «Неразложимо социальные блага», 1995) предварена ламентациями Александра Эткинда -- «Политическая теория до 11 сентября». Как же, «мир переменился»! (Так если переменился, если «политическая теория» в прошлом осталась, то зачем же Тейлором площадь забивать?) За мир никак не поручусь, но публицисты наши, громогласно заявляющие о тотальных переменах, неизменны, как барон фон Гринвальдус. «Все в той же позицьи»: непременно высказаться, пожурить республиканскую администрацию, отдать должное американскому единству, сообщить, что силой ничего не добьешься, но и уступать террористам негоже...

Две «темы» -- «Восточная Европа: между Россией и Западом» и «90-е: новая повседневность» -- в меру увлекательны. А статья Ревекки Фрумкиной «Извините за выражение...» так и просто хороша («извиняется» автор за то, что не отказывается от слова «интеллигенция» и полагает, что интеллигенты: а) совсем не плохи; б) в России не вывелись -- даже среди молодежи; в) на Западе тоже встречаются). Зато «тема 1» не даром первой прописана -- «НЗ» решил обсудить книгу Солженицына «Двести лет вместе».

Ну и обсудил. По крепким плюралистическим законам. Статья Мариэтты Чудаковой «По лезвию ножа» (отнюдь не апологетическая, а местами полемичная, но признающая, казалось бы, непреложные факты -- масштаб и смелость солженицынского замысла, авторскую установку на понимание и диалог, необходимость вслушаться в речь писателя) конвоируется двумя памфлетами. Йоханан Петровский-Штерн («Судьба средней линии») прямо называет книгу Солженицына «шедевром русской антисемитики» и «классическим примером предвзятости». Распробовав «стиль» работы Петровского-Штерна с солженицынским текстом (препарирование цитат, полное нежелание слышать собственно Солженицына и поглощенность вопросом о том, как слово писателя отзовется в будущих антисемитских опусах), начинаешь с недоверием относиться и к его конкретным замечаниям (иногда осмысленным, но всегда изукрашенным злыми подозрениями). Того веселей читать «Проколы сиамских близнецов» Сергея А. Иванова («А», видимо, проставлено для того, чтобы с министром обороны профессора МГУ не спутали). Антисемитизма в России нет, «евреев», кажется, тоже нет (потому как исторически изменчива эта нация). «И потому книгу о евреях можно обсуждать совершенно спокойно, без оглядки на то, какое воздействие это может оказать на умы. Да и, кроме того, опыт семилетнего пребывания литературного патриарха на родине вполне доказал, что его писания в любом случае не оказывают на умы ровным счетом никакого воздействия». Так зачем же тогда кукарекать? На нет и суда нет! Так ведь вершат его «умы», на которые -- действительно -- мало что может оказать воздействие. Как там у Чудаковой? «Необходимым условием восприятия этой книги является как раз читательская непредвзятость. А ее по долинам и по взгорьям нашего отечества нынче днем с огнем не сыщешь. Сейчас ведь время поисков версий, мерзких мотивов немерзких поступков и чтения в сердцах, а уж с такой темой надеяться на снисхождение не приходится». И не надеемся.
Андрей НЕМЗЕР

  КУЛЬТУРА  
  • //  18.12.2001
Исторический музей презентовал отреставрированные залы
Вчера Исторический музей открыл для посетителей анфиладу отреставрированных залов. Событие весьма важное. Оно подводит итог реконструкции не только конкретного сооружения, но и мощной идеологической программы, разработанной когда-то основателями музея императором Александром II, историками Иваном Забелиным и графом Уваровым. По замыслу первых руководителей, прогулка по залам должна напоминать чтение букваря с цветными картинками. Декорация каждого зала ассоциируется с лучшими памятниками определенного периода русской истории, которому данный зал посвящен. Хронология соответствует этапам великокняжеского и монархического правления... >>
  • //  18.12.2001
В Москве прошла «Российская платформа театров танца»
Rencontres Choregraphiques International de la Siene-Saint-Denis -- название этого мероприятия ежевечерне в течение минувшей недели по-французски повторялось в Москве, в Театре наций. В бывшем Театре Корша, неотапливаемом и пребывающем в состоянии ремонта последние десять лет, проходила «Российская платформа театров танца ЦЕХ», то есть отбор российских участников на эти самые Международные хореографические встречи в Сан-Сен-Дени... >>
  • //  18.12.2001
В Кремле выступила Ванесса Мэй
Ванесса Мэй (настоящее имя -- Vanessa-Mae Vanakorn Nicholson) прославилась в середине 90-х, записав кусочек из «Времен года» Вивальди в поп-аранжировке. Шлягер «от Вивальди» получил название Storm, а аранжировка -- «рэйверскую» бочку в размере 4/4, с акцентом на каждую долю. Сейчас говорят: «Тогда это было свежо». Отнюдь... >>
  • //  18.12.2001
В Санкт-Петербурге проходит фестиваль «Абстракция»
В Русском музее демонстрируется новый проект. Половина залов корпуса Бенуа Михайловского дворца и третий этаж Мраморного дворца отдали абстрактному искусству. Измерять грандиозность замысла Йозефа Киблицкого и Елены Петровой (кураторы выставки) можно погонными метрами растянувшихся по залам живописных холстов (в корпусе Бенуа) и графических листов (в Мраморном дворце). В Мраморном дворце можно также увидеть несколько витрин с супрематическим фарфором, несколько инсталляций и пару абстрактных фотографий... >>
  • //  18.12.2001
Новые журналы: «Звезда», «Знамя», «Новый мир», «НЗ»... >>
  • //  18.12.2001
Александр Володин прожил почти 83 года. Он прошел Великую Отечественную войну. Был успешным драматургом и сценаристом. В последние годы его охотно награждали: Государственная премия, премия «Золотой маски» в номинации «За честь и достоинство», орден «За заслуги перед Отечеством» второй степени. При этом Володин никогда не вписывался в элиту и не проходил по разряду «культовых фигур». Он был замечательным профессионалом и неподражаемо свободным человеком... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика