N°230
17 декабря 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
  ПОИСК  
  • //  17.12.2001
Богатых тоже любят
Подвел итоги сетевой конкурс «Чудесные истории о деньгах»

версия для печати
Как объяснил один из инициаторов конкурса, предприниматель и общественный деятель Леонид Невзлин, идея заключалась в том, чтобы переформатировать общественное мнение, изменив отрицательное отношение к деньгам и власти если не на положительное, то хотя бы на терпимое. Богатые люди, которые финансировали проект, хотят, чтобы их (и их дело) уважали и даже любили. Почти все мы (часто подсознательно) остаемся наследниками большевистского подхода к идеологии, по которому выходило, что если долго говорить «халва-халва», то во рту непременно станет сладко. Потому идея заказать изготовление литературных произведений, в которых власть и деньги покажут себя с хорошей стороны, и тем самым изменить общественный климат, представляется нам и сегодня вполне приемлемой. Кроме того, если уж налоговые инспекторы хотят видеть свой образ в искусстве, пожарные и милиционеры -- свой, почему частному бизнесу заказан путь в искусство?

Итак, заказ был сделан. В жюри вошли политики, предприниматели и писатели: Владимир Рыжков, Юлий Дубов, Олег Киселев, Ирина Ясина, Владислав Бородулин, Мария Голованивская и Татьяна Толстая, председатель. Рассмотрев около 500 рассказов, присланных по электронной почте, жюри выбрало 30 достойных произведений. Они и опубликованы в аккуратном сборничке под названием «Талан. Рассказы о любви и счастье», стилизованном под пачку денежных купюр. В своем предисловии к сборнику Татьяна Толстая посетовала на то, что большинство участников не уловило суть замысла, а в присланных текстах слишком много места оказалось отведено голубоглазым блондинкам, шестисотым «Мерседесам», морепродуктам и другим атрибутам красивой жизни. Деньги, как выяснилось, у героев в основном ворованные. «Авторы предлагают бесчисленные рецепты бессовестного обирания ближнего: торговля фальшивым или гилым товаром, недовложение, нечестная реклама, неоправданное завышение цен, «кидание», подсовывание «куклы», «наезды», то есть рэкет, подставление компаньонов, «пирамиды», -- пишет Толстая. В общем, литераторы то ли не знают настоящей жизни, то ли жизнь эта повернута к ним какой-то специфической стороной. Однако, к некоторому даже удивлению авторов проекта, помимо социологически любопытных, но антилитературных опытов набралось достаточно интересных рассказов.

Несмотря на усиленные попытки привлечь к участию в конкурсе Больших Писателей (по выражению Татьяны Толстой), никто из именитых ради ста тысяч рублей не напрягся (по крайней мере, в открытую). Среди авторов понравившихся жюри рассказов оказались просто писатели и журналисты (Ассар Эппель, например, Лев Усыскин, Евгения Пищикова), а также анонимы, не раскрывшие инкогнито (занявший первое место некто Alex так и не объявился, даже для получения приза), но «по коготкам», предположительно, вполне профессиональные; были и явные дилетанты с любопытным жизненным опытом.

Рассказы в сборнике короткие; те, кто их читал, говорят, что они забавные, а есть и просто хорошие. Повлияют ли они на климат в обществе -- дело темное. 50 тысяч экземпляров, даже если их прочитают от корки до корки, явно недостаточно для ментальных сдвигов -- люди миллионными тиражами ТАКОЕ читают -- и ничего.

Но, с другой стороны, вышла изящная книжка, к кому-то из начинающих литераторов судьба станет благосклонней, а обладатель Гран-при Владимир Вестер получит обещанные сто тысяч рублей. И не исключено, что жанр короткого рассказа, с прошлого года поощряемый лишь премией имени Юрия Казакова, станет популярней.

Так что литературная и окололитературная жизнь с новым проектом уж никак не проиграла, а в некотором смысле даже и выиграла. У организаторов хватило такта не настаивать на своей концепции со звериной серьезностью, но представить все как игру -- забавную и поучительную. А если атмосфера в обществе станет веселей и легче, то и любить мы друг друга будем больше и охотней -- как богатых, так и бедных.
Алена СОЛНЦЕВА

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  17.12.2001
«Блудный сын» поспешил с возвращением в Мариинку
Мариинский театр окончательно перевел Баланчина из категории почетного гостя (к приезду которого надо готовиться заранее, заботиться о его удобствах) в категорию друзей и милых родственников, которым достаточно выдать ключ от квартиры -- и пусть приходят, едят и уходят, когда им захочется... >>
  • //  17.12.2001
Подвел итоги сетевой конкурс «Чудесные истории о деньгах»
Как объяснил один из инициаторов конкурса, предприниматель и общественный деятель Леонид Невзлин, идея заключалась в том, чтобы переформатировать общественное мнение, изменив отрицательное отношение к деньгам и власти если не на положительное, то хотя бы на терпимое. Богатые люди, которые финансировали проект, хотят, чтобы их (и их дело) уважали и даже любили... >>
  • //  17.12.2001
В Москве прошел фестиваль французского кино
Французский кинематограф сражается с Голливудом не первый год. И в последнее время побеждает, во всяком случае на своей территории. В начале 2000 года доля национальной продукции во французском прокате превысила 60%, а в хит-парадах первые позиции заняла отечественная продукция. Франция хочет остаться одной из ведущих киноимперий, используя для этого все методы: от регулярного увеличения инвестиций до рекламно-просветительских акций по всему миру. К ним относится и второй фестиваль «Французское кино сегодня», прошедший в Москве... >>
  • //  17.12.2001
На восьмидесятом году скончался Леонид Григорьевич Андреев, участник Великой Отечественной войны, профессор Московского университета, на протяжении долгих лет заведующий кафедрой истории зарубежной литературы филологического факультета МГУ... >>
  • //  17.12.2001
Вера Алентова решила стать «Недосягаемой»
Оскароносная Золушка отечественного кинематографа Вера Алентова, слезам которой поверила не только Москва, но и вся Америка, накануне своего юбилея взялась доказать, что она может быть хороша не только в роли простой русской женщины, но и в образе английской леди. Для своего бенефиса на сцене Театра им. Пушкина Алентова пригласила режиссера Алексея Говорухо и выбрала пьесу Сомерсета Моэма «Недосягаемая». Об эффектной, взбалмошной, стареющей, молодящейся, не дающей покоя ни себе, ни другим особе английских кровей... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика