N°225
06 декабря 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
  ПОИСК  
  • //  06.12.2001
Грим гримас
«Путин-календарь» презентовали в галерее «А-3»

версия для печати
В минувший вторник известные русские поп-артисты Виктория Тимофеева и Дмитрий Врубель представили свой новый массмедийный проект. При посредничестве галереи «Велта» некими богатыми меценатами художникам был дан заказ: нарисовать серию холстов «Двенадцать настроений президента» для дорогого красочного календаря. Так, чтобы каждый месяц с нового постера смотрел новый Путин. То радостный, а то печальный. То гневающийся, то добрый.

Заказано -- сделано. Календарь с первым лицом страны вышел в свет тиражом 1000 экземпляров. Стоимость его 100 долларов. Тираж был раскуплен банками, фирмами и особами «особо приближенными». Например, префектом Центрального административного округа г-ном Полтавченко. Он взял и подарил календарь Путину. А тот не обиделся и даже похвалил. Тогда календари от разных дарителей посыпались на бедного Владимира Владимировича как из рога изобилия.

В концептуальном плане «Путин-календарь» можно рассматривать как версию «нулевой степени письма» (термин Ролана Барта). Авторский взгляд Тимофеевой--Врубеля никак не выявлен. Источником изображений служат имиджевые фотографии президента, перенесенные на холст с помощью масштабной сетки. Эта сетка не убрана. Художники честно признаются: мы делаем репродукцию репродукции, проще говоря -- сувенир. Такой поворот сюжета по сути глубоко трагичен. Растиражированные фотообъективами и телекамерами эмоции превращают живого человека в фирменный бренд, торговую марку. Тимофеева и Врубель с вызывающей откровенностью демонстрируют нам «товар лицом». Вслед за Уорхолом Тимофеева и Врубель напоминают: утрата идентичности ради приобретения публичного образа -- основа и самого общества потребления, и множащихся в нем мифов, прежде всего мифа власти.

«Календарный» проект оказался весьма актуальным. Именно сегодня (с раскруткой реального телевидения) стало окончательно ясно: человек «частный, а пожалуй, даже и праздный» звездой (политики, шоу-бизнеса...) быть не может. Частное через стекло публичности неизбежно становится маской -- печальным знаком замещения личности личиной.

Однако смотреть на физиогномические метаморфозы президента можно и в исторической перспективе. Мы попадаем на территорию риторической культуры XVII-XVIII столетий. «Путин-календарь» превращается в атлас, иллюстрирующий модную в те времена науку «физиогномику». Забавно, что именно эта наука в лице директора парижской Академии художеств Шарля Лебрена занималась обезличиванием лиц. Ее целью была типизация характеров посредством изображения разных мимических состояний: страха, радости, горя... Наверное, лицо с шикарного календаря можно описать и как сложную барочную аллегорию. Например, такими лебреновскими словами: «Бровь, опущенная с одной стороны и приподнятая с другой, показывает, что приподнятая часть как будто желает соединиться с мозгом, чтобы оградить его от зла, замеченного душою, а сторона, опущенная и как будто припухшая, приводится в это состояние от духа, притекающего в изобилии от мозга, как бы с тем, чтобы прикрыть душу и оградить ее от зла...» Солидно, однако. Какой матерый человечище наш президент!
Сергей ХАЧАТУРОВ

  КУЛЬТУРА  
  • //  06.12.2001
Сегодня в «35 ММ» премьера нового фильма братьев Коэнов
Полнометражный дебют Коэнов «Просто кровь» (1984) был ошеломляюще точным воспроизведением их любимого жанра -- «черного фильма», недолгий расцвет которого пришелся в Америке на вторую половину 40-х -- начало 50-х годов. Новый фильм братьев «Человек, которого не было» также является вариацией на темы «Двойной страховки» Билли Уайльдера и «Почтальон всегда звонит дважды» Тэя Гарнетта. Формула этой разновидности film noir хорошо известна: любовный треугольник, замысел «идеального преступления», восстание маленького человека против всесильной судьбы и неизбежная кара в финале. Древнегреческая трагедия на материале американской глубинки... >>
  • //  06.12.2001
Африканское золото демонстрирует свою магическую силу в Пушкинском музее
Вчера в Музее изобразительных искусств открылась выставка «Золото Африки» из Музея изящных искусств Хьюстона. В мрачных темных витринах, видевших золото Трои, представлены 126 предметов: короны и амулеты вождей, церемониальные хлысты, жезлы советников, женские гребни, изготовленные в конце ХIХ -- начале ХХ века на западе Африки. Их стиль -- причудливая смесь традиционного африканского искусства с восточным и даже европейским... >>
  • //  06.12.2001
Пианист Евгений Кисин примет участие в «Декабрьских вечерах»
Как известно, кроме Северного, Южного и двух полюсов холода, на земном шаре есть еще и точка, в которую труднее всего добраться: она-то и называется «полюсом недоступности». Подобная точка есть и у фестиваля «Декабрьские вечера», на который, впрочем, «простым смертным» вход и так практически перекрыт. Полюс недоступности фестиваля «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» определенно должен прийтись на ближайший понедельник: 10 декабря на сцену ГМИИ выйдет самый загадочный гость худрука фестиваля Юрия Башмета -- пианист Евгений Кисин... >>
  • //  06.12.2001
«Путин-календарь» презентовали в галерее «А-3»
В минувший вторник известные русские поп-артисты Виктория Тимофеева и Дмитрий Врубель представили свой новый массмедийный проект. При посредничестве галереи «Велта» некими богатыми меценатами художникам был дан заказ: нарисовать серию холстов «Двенадцать настроений президента» для дорогого красочного календаря. Так, чтобы каждый месяц с нового постера смотрел новый Путин. То радостный, а то печальный. То гневающийся, то добрый... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика