N°163
07 сентября 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
  ПОИСК  
  • //  07.09.2001
История с ВКП(б)
Петербургский театр музыкальной комедии спел историю советской страны

версия для печати
Осмысление судьбы нашей необъятной родины через ее музыкальную культуру -- жанр весьма распространенный в постперестроечном театре. Потому что песни в отличие от всего остального у нас, что и говорить, и впрямь были хорошие. И все -- от старушки, с тоской вспоминающей о былой стабильности, до рафинированного интеллектуала, всю жизнь презиравшего «совок», -- не прочь мурлыкать их себе под нос. А порой так и спеть во весь голос. Благо слова еще не забыли. Не удержался от этого соблазна и Александр Белинский, известный питерский телережиссер и краснобай, на протяжении многих десятилетий радующий зрителей своим искусством. В Петербургском театре музыкальной комедии, приехавшем на гастроли в Москву, он поставил спектакль «Я другой такой страны не знаю...», своеобразный музыкальный экскурс в историю страны.

Сам Белинский со сцены, разумеется, не поет, но подведомственные ему артисты делают это с нескрываемым наслаждением, перевоплощаясь по ходу дела то в красноармейцев, то в мирных строителей коммунизма, то в советских уркаганов, то в стиляг, то в моральных разложенцев. Иными словами, перед зрителем предстают не только все периоды советской истории, но и все социальные срезы советского общества. Постановщик предоставляет песенное слово и вашим, и нашим, и политически грамотным, и идеологически чуждым. И пытается таким образом сохранить видимость объективности. Но это только видимость. Реальность же состоит в том, что режиссер Белинский явно любит советскую власть, но сам боится себе в этом признаться. Недостатки, конечно, были. Постановщик верно подмечает, что при Сталине иногда сажали людей, что при Хрущеве джаз слушать было нельзя. Но это не больше, чем перекосы. Жили-то все дружно. Родину любили. За границу -- как сейчас -- уехать практически никто не мечтал.

Помимо претензии на объективность в спектакле есть и столь же беспочвенная претензия на аутентичность. Какая уж тут аутентичность, если слова песен артисты выучили хорошо, а историю явно подзабыли. Как иначе объяснить, что жизнерадостные молодые люди, словно сошедшие с полотен Дейнеки, исполняют не только присущие им песни сталинских времен, но и произведения Александры Пахмутовой. Что спектакль имеет подзаголовок «Краткий курс истории ВКП(б)», но захватывает и то время, когда не то что ВКП(Б), а даже КПСС уже почила в бозе. Особенно же сильно память подводит режиссера, когда в спектакле появляется белогвардейская тема. Убежавшие за границу участники белого движения поют «Поручика Голицына» и «Есаул, есаул, что ж ты бросил коня», причем надо признать, что Александр Малинин и Олег Газманов делают это проникновеннее. Объяснить сей вопиющий анахронизм можно лишь тем, что любой человек, не лишенный музыкального вкуса, прослушав после «Интернационала» произведение Газманова, немедленно пойдет и запишется к большевикам.

Думаю, что именно в этом и состояла потаенная, им самим до конца не осознаваемая, идея Александра Белинского. Недаром на гастрольный спектакль петербуржцев пожаловала сама Т.В. Доронина, в отличие от А. Белинского своих чувств к коммунистическому прошлому совершенно не стыдящаяся.
Марина ДАВЫДОВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  07.09.2001
Большой зал Консерватории открыл заключительный сезон перед капремонтом
Лучший и, в сущности, единственный симфонический зал Москвы доживает последний год перед давно намеченной реставрацией. После летнего конкурса Чайковского его скорее всего закроют (одновременно то же самое случится и с Большим театром), и тогда всем московским меломанам, видимо, нужно будет посоветовать переехать на несколько лет в Питер. Пока же все идет своим чередом -- даже появляются признаки по-европейски налаженной концертной жизни... >>
  • //  07.09.2001
Петербургский театр музыкальной комедии спел историю советской страны
Осмысление судьбы нашей необъятной родины через ее музыкальную культуру -- жанр весьма распространенный в постперестроечном театре. Потому что песни в отличие от всего остального у нас, что и говорить, и впрямь были хорошие. И все -- от старушки, с тоской вспоминающей о былой стабильности, до рафинированного интеллектуала, всю жизнь презиравшего «совок», -- не прочь мурлыкать их себе под нос. А порой так и спеть во весь голос -- благо слова еще не забыли... >>
  • //  07.09.2001
Пока еще самая престижная литературная премия «Smirnoff -- Букер» решила идти в народ и местом объявления длинного списка номинантов сделала ярмарку. Помимо long list были объявлены лауреаты двух конкурсов «Букер десятилетия» и «Народный Букер». Оба проводились среди финалистов девяти предыдущих лет, но в первом случае выбор делали председатели всех десяти жюри (включая нынешнее), а во втором -- голосовал «народ», то есть каждый желающий мог проголосовать по почте или на интернет-сайте... >>
  • //  07.09.2001
Завтра завершается 58-й Венецианский фестиваль
В субботу вечером жюри фестиваля под председательством итальянского режиссера Нанни Моретти назовет обладателей «Золотых львов», а не менее авторитетное жюри кинокритиков определит, кто достоин «Льва года», главного приза параллельного конкурса «Кино сегодняшнего дня», в котором участвует и Сергей Бодров-младший со своими «Сестрами»... >>
  • //  07.09.2001
Джерри Цукер не снимал шесть лет. Да и последний фильм от соавтора «Аэропланов» и «Голых пистолетов», который некогда заставлял заходиться в благодарных истериках весь мир, был совершенно не располагающим к юмору «Первым рыцарем» с Ричардом Гиром и Шоном Коннери. Теперь он, по счастью, вернулся в родную стихию. И снял «Крысиные бега» -- вольный ремейк знаменитой комедии Стенли Крамера «Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир»... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ