N°161
05 сентября 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
  ПОИСК  
  • //  05.09.2001
Эпоха диверсий на российском табачном рынке
версия для печати
«Донской табак» -- одна из трех крупных российских табачных фабрик (наряду с питерской «Нево-Табак» и ярославской «Балканской звездой»), которые сохранили независимость от транснациональных корпораций и с переменным успехом продолжают бороться за отечественный рынок. Однако чтобы сохранить за собой нынешние 11--12% от общероссийского объема продаж сигарет (годовой объем российского рынка -- около 300 млрд штук), «Донтабаку», по словам его гендиректора Ивана Саввиди, придется вывести на рынок русский аналог Parliament и Marlboro.

-- Можно ли говорить о том, что случившийся в прошлом году в России кризис перепроизводства табачных изделий миновал?

-- Нет. Корректнее было бы сказать, что ситуация «законсервировалась». Стало ясно: кризис перепроизводства носит затяжной характер. Сейчас объем производства табачной продукции в России примерно на 20--25% превышает потребности рынка. Некоторые мелкие фабрики снижают объем выпуска, но основные игроки тут же захватывают освобождающуюся нишу, поскольку у всех крупных компаний есть незагруженные мощности. Кризис обострил конкуренцию, которая то и дело приобретает нечистоплотные формы. В ход идут разнообразные диверсионные и подрывные схемы.

-- О каких «диверсионных схемах» идет речь?

-- Я не стану называть компании, но вот пример самой простой схемы, которая стала для нас полной неожиданностью. В какой-то момент конкуренты принялись интенсивно скупать сигареты «Донтабака» и перепродавать их на рынке по ценам ниже фабричных отпускных. Они пытались заставить и нас опустить цены, сделать наше производство нерентабельным. Понеся на первом этапе убытки, конкуренты надеялись, что ростовская фабрика остановится и потеряет свою долю рынка, которую они захватят и многократно окупят все понесенные затраты. Но мы нашли противоядие.

Более сложная схема, при которой конкурент стимулирует контрафактное производство продукции соперника в борьбе за рынок. У соперника возникают сбытовые проблемы (подпольная продукция всегда дешевле), кроме того дискредитируются его брэнды, поскольку контрафактные сигареты всегда хуже по качеству. С этим мы столкнулись в отношении наших самых дорогих сигарет с биологическим фильтром -- «21-й век». Сегодня такие сигареты никто кроме нас (из российских компаний. -- Ред.) технологически выпускать не в состоянии. И тут вдруг на рынке появляется какой-то странный «21-й век», внешне похожий на наш. Исследования показали, что там и близко нет биофильтра.

Такая же ситуация у нас была с сигаретами «Наша марка», «Донской табак». Масштабное подпольное производство создано на Украине, где мы не в состоянии с ним эффективно бороться. А поскольку сегодня российско-украинская граница прозрачна, контрафактная продукция в значительных объемах поступает в Россию.

Еще одно направление серьезных конкурентных игр -- это лоббирование на достаточно высоком уровне. Например, готовящаяся к принятию законодателями система налогообложения табачного бизнеса пагубна для отечественных производителей, но зато стимулирует производство транснациональных компаний. (Сейчас действует специфическая ставка акциза: производители платят 10 руб. на 1000 папирос и сигарет без фильтра, 35 руб. на 1000 сигарет с фильтром и 75 руб. на 1000 сигарет длиной более 85 мм. Philip Morris, Gallaher (Liggett-Ducat) и JTI, занимающие вместе 55% российского рынка, лоббируют введение комбинированной системы -- 5% от стоимости плюс 35 руб. на 1000 штук для всех изделий. -- Ред.) Если удельный вес акцизного налога в дорогих сигаретах -- 7--8%, то в дешевых -- 25--27%. А ведь именно недорогие сигареты -- основная продукция российских табачных фабрик, сегмент дорогого табака прочно заняли транснациональные компании. Но при такой системе налогообложения мы вынуждены форсированно перебираться в дорогой сегмент, где конкурентный иммунитет транснациональных компаний, естественно, выше, чем у нас. Они имеют больший опыт работы с такой продукцией, располагают в этой нише раскрученными брэндами. Транснационалы вообще заинтересованы, чтобы дешевую сигарету никто в России не производил. Тогда курильщику будет некуда деваться, и он станет покупать более рентабельный с точки зрения бизнеса дорогой табак. Сигарета -- товар специфический, и люди будут тратить на него больше денег, экономя на чем-нибудь другом. Мы предлагали создать равные правила игры, одинаковую долю акциза для всех, неважно -- 27%, 7% или 15%. Я ни в коем случае не прошу усугублять положение транснациональных компаний в России и помогать российским. Нет. Мы просили лишь о равных с транснационалами условиях работы на рынке нашей страны. В том числе представляли в правительство расчеты того, что это будет выгодно и государственной казне. Но наши предложения не прошли.

-- После девальвации рубля «Донтабак» увеличил свою долю на российском рынке до 11--12%. Сейчас по мере укрепления национальной валюты вроде бы идет обратный процесс. Насколько верно представление о том, что в долгосрочной перспективе транснациональным табачным компаниям все равно будет принадлежать 70--80% или даже 100% российского рынка?

-- 100%, думаю, исключено. Но предполагаю, что в ближайшем будущем примерно 70--75% рынка будут контролировать пять--семь компаний. Среди них помимо транснационалов будет и «Донской табак». Да, наша доля на рынке немного падает, в том числе и потому, что сегодня 50% нашего объема производства -- это овальные сигареты без фильтра. Потребители постепенно отказываются от них, это объективный процесс. Основные приверженцы «Примы» -- старшее поколение. Молодежь предпочитает сигареты более дорого сегмента. Если 10 лет назад 70% всей производимой Ростовской фабрикой продукции представляли сигареты без фильтра, то сегодня их доля сократилась до 48%. Лет через пять она уменьшится до 28--30%. Чтобы как минимум сохранять старые объемы выпуска, мы должны двигаться в другие сегменты рынка. «Донтабак» уже выпускает самую дорогую отечественную сигарету -- «21-й век». И мы намерены дальше вклиниваться в сегмент дорогого табака, чтобы конкурировать с сигаретами уровня Parliament, Marlboro -- теми марками, которые стоят больше 25 рублей. Конечно, мы упустили время, но до недавних пор у нас не было современной технологии для производства дорогих сигарет. Теперь мы ее приобрели. Сейчас в Зареченской промзоне Ростова запускается новое производство «Донтабака» общей стоимостью более 130 млн долл., оснащенное лучшим на сегодня в России импортным оборудованием.

-- Мало иметь современное оборудование и выпускать хорошую сигарету, ее еще надо продвигать на рынок.

-- У отечественных табачных фабрик нет достаточных финансовых ресурсов, чтобы вести успешную рекламную борьбу с транснациональными компаниями. В России на рекламу одного брэнда транснациональные компании тратят ежегодно по два с лишним миллиона долларов. Каждая из них производит пять--семь марок сигарет, и можно представить, каков годовой рекламный бюджет -- его порой можно сравнить с годовой прибылью «Донского табака».

Мы не можем позволить себе такие расходы на создание и раскрутку новых брэндов. Поэтому у нас есть проекты по превращению таких сигарет, как, скажем, «Наша марка», в сигарету другого типа. Сейчас мы производим продукт, который с течением времени будет потребляться все меньше и меньше. Речь идет о сигаретах восточного типа, иначе их еще называют ориентальскими. Это сигареты «Наша марка», «Ростов», «Космос», то есть те, что производились в советское время. Они обладают традиционным вкусом чистого табака. Но потребители сейчас все больше предпочитают сигареты американского или английского типа, вкус которых создается за счет соусов и ароматизаторов. И мы должны постепенно превратить ту же «Нашу марку» в сигарету американского типа. С транснационалами вполне можно конкурировать в нише дорогих сигарет. Например, сейчас большую часть прибыли Ростовская табачная фабрика получает от продажи сигарет семейства «21-й век» и «Донской табак». Мы никогда раньше не производили сигареты такого высокого класса, а значит, смогли в этом сегменте отвоевать какую-то долю рынка у транснационалов.
Беседовал Игорь БУРАКОВ, Ростов-на-Дону

  БИЗНЕС И ФИНАНСЫ  
  • //  05.09.2001
Столица выводит на фондовый рынок еще 33 неликвида
Московские власти не теряют надежды создать ликвидный рынок акций принадлежащих городу предприятий. Вчера правительство Москвы огласило названия 33 компаний, бумаги которых вскоре предполагается вывести на фондовый рынок... >>
  • //  05.09.2001
Министр путей сообщения Николай Аксененко согласился выдать на строительство железнодорожной ветки к Садкинскому угольному месторождению гарантию под кредит на сумму 163 млн рублей... >>
  • //  05.09.2001
РАО «ЕЭС России» обнародовало финансовую отчетность за прошлый год по международным стандартам: холдинг впервые получил прибыль -- 8 млрд рублей... >>
  • //  05.09.2001
Спутниковое телевидение ориентируется на регионы
ФГУП «Космическая связь» обещает запустить до 2005 года семь спутников связи класса «Экспресс» общей стоимостью 800 млн долл. Почти треть расходов по запуску берет на себя государство. «Космическая связь» делает ставку на развитие регионального телевидения и взаимодействие с корпорациями... >>
  • //  05.09.2001
Негосударственным акционерам достался миллиард
Трубопроводная компания «Транснефть» выплатит своим акционерам 1,6 млрд руб. (около 55 млн долл.) в виде дивидендов за 2000 год. Из этой суммы 500 млн руб. получит основной акционер -- государство, а 1,099 млрд достанется физлицам и частным компаниям, в том числе группе «Интеррос»... >>
  • //  05.09.2001
Август стал черным месяцем для многих предприятий -- пользователей Интернета в Екатеринбурге. На город набросились сразу несколько компьютерных вирусов. Забравшись в машины, они стали размножаться и рассылать самих себя по адресам из «записных книжек» почтовых программ. Поток получаемой и передаваемой информации так возрос, что у менеджеров глаза вылезли на лоб, когда они получили счета от предоставляющих услуги Интернета компаний... >>
  • //  05.09.2001
Есть идея построить частную орбитальную станцию
Голландская компания MirCorp. вчера объявила о намерении запустить первую в мире частную орбитальную станцию. Ранее именно эта компания прокатила на российской ракете первого в истории «космического туриста» Дэниса Тито. Частный орбитальный комплекс также предполагается создать с российской помощью... >>
  • //  05.09.2001
«Росэнергоатом» отозвал иск к РАО «ЕЭС России» о препятствовании со стороны энергохолдинга экспорту электроэнергии российских АЭС в Грузию и на Украину... >>
  • //  05.09.2001
Стоимость железнодорожных билетов в этом году может повыситься в среднем на 30%, сообщил вчера руководитель департамента пассажирских сообщений МПС Валерий Шатаев... >>
  • //  05.09.2001
В Вильнюсе ждут президента газового концерна «Итера» Игоря Макарова. Его визит связан с проектом строительства цеха по производству аммония на крупнейшем в Литве предприятии Achema, выпускающем удобрения. По предварительным расчетам, новый цех будет потреблять до 700 млн кубометров газа в год. Литовцы не исключают, что «Итере» будет предложена часть акций нового цеха... >>
  • //  05.09.2001
«Донской табак» -- одна из трех крупных российских табачных фабрик (наряду с питерской «Нево-Табак» и ярославской «Балканской звездой»), которые сохранили независимость от транснациональных корпораций и с переменным успехом продолжают бороться за отечественный рынок. Однако чтобы сохранить за собой нынешние 11--12% от общероссийского объема продаж сигарет (годовой объем российского рынка -- около 300 млрд штук), «Донтабаку», по словам его гендиректора Ивана Саввиди, придется вывести на рынок русский аналог Parliament и Marlboro... >>
  • //  05.09.2001
Мэрия борется с федералами за остатки финансовой вольницы
Московское правительство и Банк Москвы грозят судом федеральному Министерству по антимонопольной политике (МАП). Как уже сообщала газета «Время новостей», в понедельник МАП приняло прецедентное решение, обязав мэрию демонтировать нынешнюю систему банковского обслуживания московских бюджетополучателей. До сих пор в этом сегменте рынка безраздельно властвовал принадлежащий мэрии Банк Москвы... >>
  • //  05.09.2001
ОНАКО начала переход на единую акцию
Идея президента «Сибнефти» Евгения Швидлера перевести ОНАКО на единую акцию ее добывающей «дочки» -- «Оренбургнефти» -- не прошла. (У «Сибнефти» 1% акций ОНАКО и 40% «Оренбургнефти».) Вчерашнее внеочередное собрание акционеров оренбургской компании решило, что до конца года консолидация произойдет на базе головной компании... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика