N°16
31 января 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  • //  31.01.2001
Александр Демидов: Я называю два последних года "временем брэндов"
версия для печати
Кризисный август 1998 года был переломным для российского потребительского рынка: продажи упали, многие западные продавцы ушли. Не стал исключением и рынок продуктов питания: единственным товаром, продажи которого стабильно росли, были макароны. Но к концу 2000 года аналитики уже стали уверенно говорить о возврате объемов продаж к докризисным. При этом в прошлом году россияне начали гораздо активнее употреблять продукты, по продажам которых обычно судят о наличии в стране стабильного среднего класса: минеральную воду, полуфабрикаты, натуральные соки.

О ситуации на рынке продуктов питания корреспонденту газеты «Время новостей» Анфисе ВОРОНИНОЙ рассказал генеральный директор института маркетинговых исследований GfK MR Александр ДЕМИДОВ.

-- Как можно определить сегодняшнее состояние рынка продуктов питания?

-- Традиционно принято считать переломным моментом кризис 1998 года. Во второй половине 1999 года начался возврат к докризисному уровню потребления: на сегодняшний день индекс потребления составляет 95% -- мы практически вернулись к состоянию 1998 года. По результатам наших исследований, в 1999 году наибольший рост наблюдался в таких категориях товаров, как сыр, кетчуп, йогурт, печенье. В 2000 году мы отмечаем значительный рост продаж как кофе, так и всех остальных напитков. Важная тенденция -- переход на отечественные продукты. Если в 1998 году отечественные производители, например, масла занимали 57% рынка, то на конец прошлого года этот показатель составил 90%. Эта тенденция существует даже на рынке чая -- 57% против 42% до кризиса.

-- Насколько распределение затрат внутри потребительской корзины зависит от общей экономической ситуации?

-- Это было удивительно даже для меня: распределение затрат остается очень стабильным. Например, молочные продукты до кризиса в общей массе составляли 23%, а сейчас -- 24%. То есть люди «ужимают» общую сумму своих расходов, но внутри этой суммы в процентном соотношении распределение расходов остается практически неизменным: баланс отдельных продуктовых групп внутри потребительской корзины сохраняется.

-- Какой фактор является определяющим для российского потребителя, когда он покупает продукты питания? Насколько он ориентируется на конкретный брэнд?

-- Я называю 1999--2000 годы годами брэндов. В начале 90-х годов мы проводили исследование с открытым вопросом по каждой товарной группе: «Какие марки вы знаете?» Тогда во всех группах набралось всего 50 наименований марок. Через три-четыре года при такой же постановке вопроса у нас набиралось уже 250 различных наименований. Если провести такое исследование сегодня, мы получим тысячи названий. То есть сейчас можно однозначно сказать, что ориентация на конкретный брэнд у потребителя есть и она усиливается. Что касается брэндов с точки зрения осознания их потребителями, то для россиян брэнд -- это прежде всего ассоциация с определенным качеством. Затем -- имидж, когда покупатель -- прежде всего высокодоходный -- ориентируется на брэнд с точки зрения его престижности. Для людей среднего достатка брэнд больше связан с качеством и ценой товара: «Я знаю, что за эти относительно небольшие деньги я покупаю определенное стабильное качество».

-- Где российский потребитель предпочитает покупать продукты?

-- За последние три года сильных изменений в структуре покупки не произошло: если сложить открытые мелкооптовые рынки, уличную торговлю и киоски, то мы получим больше 50% -- столько наш российский потребитель приобретает на «неструктурированных» торговых площадях, причем доля открытых рынков растет. Конечно, появляются новые супермаркеты, но это пока еще капля в море. И крупные международные сети розничной торговли -- «Метро», например -- только заявили о своем приходе в Россию. Доля супермаркетов составляет 4%, универсамов -- 5%. В регионах процесс развития торговых сетей идет намного медленнее: там структура торговли до сих пор очень близка к советской -- базу по-прежнему составляют универсамы. Так что сети пока активно развиваются только в Москве.

-- Можно ли говорить о том, что весь отечественный рынок пищевых продуктов заполнен?

-- Неструктурированность розничной торговли отражается и на ассортименте. Если говорить, например, о продуктах для диабетиков -- это не массовая продукция, поэтому требуются большие издержки. Вот и получается, что цены на такие товары очень высоки, а реальных доходов они пока не приносят. Аналогичный пример -- относительно дорогая минеральная вода «Святой источник» или «Бон Аква»: стоит отъехать от Москвы 25 км, и вы ее уже мало где сможете купить. А ведь для нормальной торговли важен прежде всего ассортимент. У нас пока даже в крупных магазинах есть огромные белые пятна в ассортименте. И именно поэтому российская розница считается для иностранных инвесторов хорошей нишей, куда есть смысл вкладывать деньги.

-- Какие самые серьезные изменения произошли на российском рынке в 2000 году?

-- Во-первых, продолжилась тенденция замещения импортных товаров отечественными. Если говорить о конкретных продовольственных группах, то россияне в прошедшем году стали пить гораздо больше минеральной воды. Недавно появившиеся на рынке новые продукты быстрого приготовления, например каши, заметно укрепили свои позиции. Естественно, продолжается рост потребления чая в пакетиках. А вот на рынке кофе никаких изменений нет: чисто российский феномен огромной популярности растворимого кофе сохраняется. Если говорить о качестве товаров, то результаты наших исследований показывают: продолжается резкий рост значения упаковки.



Институт маркетинговых исследований GfK Market Research Russia -- дочернее предприятие международной группы GfK Worldwide -- один из самых авторитетных исследователей российского рынка. Компания проводит полный цикл маркетинговых исследований по единым для всех компаний группы GfK методикам. В России компания работает с 1991 года. Материнская компания GfK (Gesellschaft fuer Konsumforschung) находится в Нюрнберге (Германия) и является лидером европейского рынка маркетинговых исследований. Институт GfK -- седьмая по мощности исследовательская структура в мире, предоставляющая маркетинговые услуги глобального характера.
Беседовала Анфиса ВОРОНИНА

  БИЗНЕС И ФИНАНСЫ  
  • //  31.01.2001
Начинается борьба за московский бензин
Участники московского рынка нефтепродуктов замерли в ожидании. Между Московской нефтяной компанией и ЛУКОЙЛом идут переговоры о будущем обеспечении столицы топливом. Если стороны не придут к компромиссу, Москву ожидают перебои с поставками бензина и резкие скачки цен. >>
  • //  31.01.2001
Кризисный август 1998 года был переломным для российского потребительского рынка: продажи упали, многие западные продавцы ушли. Не стал исключением и рынок продуктов питания: единственным товаром, продажи которого стабильно росли, были макароны. Но к концу 2000 года аналитики уже стали уверенно говорить о возврате объемов продаж к докризисным. О ситуации на рынке продуктов питания рассказывает генеральный директор института маркетинговых исследований GfK MR Александр ДЕМИДОВ. >>
  • //  31.01.2001
Сегодня на заседании у вице-премьера Ильи Клебанова будет обсуждаться вопрос о создании единой генерирующей компании атомной энергетики. Накануне заместитель министра по атомной энергетике Булат Нигматулин и исполнительный директор концерна «Росэнергоатом» Юрий Яковлев заявили журналистам, что правительственное постановление по этому поводу будет окончательно согласовано «в ближайшие две недели, максимум месяц». >>
  • //  31.01.2001
Северо-Западный GSM заключил два крупных инвестиционных соглашения на общую сумму свыше 40 млн долл. Подписано рамочное соглашение с Nokia, которая в нынешнем году поставит коммутатор и около 110 базовых станций на общую сумму 28 млн долл. >>
  • //  31.01.2001
Несколько крупных московских компаний связи выступили вчера против нового подхода Министерства по антимонопольной политике (МАП) к формированию реестра естественных телекоммуникационных монополистов. Письмо по этому поводу направлено главе МАП Илье Южанову, а также министрам юстиции и связи Юрию Чайке и Леониду Рейману. >>
  • //  31.01.2001
Средства от продажи голландского Amsterdam Trade Bank (ATB, бывший SBS-AGRO Bank Nederland N.V.), 100% уставного капитала которого принадлежит банку СБС-Агро, не войдут в конкурсную массу, предназначенную для расчетов с кредиторами банка в рамках мирового соглашения. >>
  • //  31.01.2001
Мэр пеняет строителям за отсутствие конкуренции
Вчера на заседании московского правительства столицы Юрий Лужков выразил озабоченность состоянием конкурентной среды в столичном стройкомплексе. В том смысле, что, мол, нет ее. Впрочем, вопрос преференций операторам рынка слишком традиционен, чтобы говорить о прозрении мэра, вдруг заговорившего о монополизме, которого до этого в городе якобы не было. >>
  • //  31.01.2001
На ликвидацию кассового разрыва
«Балтийский завод» занимает у Сбербанка 110 млн долл. для ликвидации "кассового разрыва", возникшего в ходе постройки фрегатов для ВМФ Индии. Вернуть деньги судоверфь планирует через год. Согласие на привлечение столь крупного займа дало внеочередное собрание акционеров завода в конце января. Деньги понадобились судоверфи для расчета с контрагентами. >>
  • //  31.01.2001
Последние два месяца на рынке недорогих сигарет разворачивается беспрецедентная ценовая война. Основными игроками являются российские фабрики «Донской табак», «Балканская звезда» и «Нево-табак», с одной стороны, и крупные зарубежные производители - Philipp Morris, British American Tobacco (BAT), JTI, британская Gallaher и немецкая Reemtsma - с другой. >>
  • //  31.01.2001
«Донской табак» наращивает выпуск сигарет
«Донской табак» в этом году планирует увеличить выпуск сигарет с 37 до 40 млрд штук, заявил вчера гендиректор и главный акционер фабрики Иван Саввиди. По его словам, наращивание объемов производства поможет «Донтабаку» лучше подготовиться к возможной ценовой войне, попытки развязать которую предпринимают сейчас некоторые конкуренты ростовской фабрики. >>
  • //  31.01.2001
На российском карточном рынке оживление. Его игроки, в первую очередь банки, перестали ориентироваться на «экстенсивный рост» и стали отдавать предпочтение качественно новым продуктам. Вчера МДМ-банк, интернет-провайдер «Ситилайн» и платежная система Europay объявили о начале реализации совместной программы по выпуску карт «МДМ-банк-Ситилайн-Cirrus/Maestro». >>
  • //  31.01.2001
«Ленэнерго» не знает, с какого директора спрашивать долги
Представители петербургского отделения Российского фонда федерального имущества вчера обвинили руководство «Красного треугольника» в незаконном отторжении имущества. Об этом сообщил адвокат Антон Борисенко, представляющий интересы РФФИ и группы акционеров, которые, обладая суммарно более чем 60% акций этого крупнейшего предприятия, второй месяц не могут приступить к управлению им. >>
  • //  31.01.2001
Апелляционная инстанция арбитражного суда Москвы признала незаконными полномочия нового генерального директора «Московского подшипника» Николая Плешакова. Определение арбитражного суда может поставить под угрозу планы менеджмента МПЗ по созданию крупнейшего в России отраслевого холдинга «Европейская подшипниковая корпорация». >>
  • //  31.01.2001
Всеобщая забастовка, начавшаяся в Израиле по призыву местной федерации профсоюзов Гистадрута, заставила авиакомпанию «Трансаэро» изменить маршрут полетов между Москвой и Тель-Авивом. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика