N°157
30 августа 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  • //  30.08.2001
Духом смелый и прямой
«История рыцаря» радует зрителей и злит критиков

версия для печати
Ох уж эти костюмные фильмы из далекого прошлого, в которых герои Шекспира щеголяют блатными татуировками, гладиаторы используют приемы из арсенала современного рестлинга, а за кадром непременно звучит что-нибудь гитарно-динамичное, -- жанр скользкий и опасный. Может получиться здорово и органично, как у База Лурмана в «Ромео и Джульетте», а может -- и не пришей кобыле хвост, как в каком-нибудь убогом «Планкетте и Маклейне» или у того же Лурмана в «Мулен Руж». «История рыцаря» застряла где-то посередине: уж конечно не шедевр, но когда несметные поклонники рыцарских турниров начинают притоптывать и прихлопывать в такт квиновской кричалке We Will Rock You! -- на душе становится радостно и спокойно, как в детстве, когда в шестой раз пересматриваешь «Большие гонки» или «Спасите «Конкорд».

Сюрпризов, понятное дело, в такой ситуации быть не может, но не будет и разочарований. Два десятка слов о сюжете. Франция, пятнадцатый что ли век. Юный оруженосец (Хит Леджер) присваивает себе благородное звание убитого хозяина, чтобы получить право сражаться на рыцарских турнирах, и в компании двух комических спутников (Марк Эдди и Элен Тьюдик) и не менее комического основоположника английской литературы и страстного картежника Джеффри Чосера (Пол Беттани) выходит в финал чемпионата мира по рыцарским единоборствам и завоевывает сердце прекраснейшей девушки на свете (Шэннин Соссамон). Фильм якобы снят по отдаленным мотивам одного из «Кентерберийских рассказов» Чосера, но на самом деле с классическим первоисточником связан не больше, чем «Где же ты, брат мой?» Джоэла Коэна с гомеровской «Одиссей».

Подлец критик умеет писать о шедеврах и полных провалах, а вот о нормальном, неплохом кино со смазливым главным героем, красивыми лошадками и торжеством справедливости в финале двух слов связать не может и начинает брюзжать по поводу анахронизмов, пошлостей и передержек. Зрителю для счастья надо существенно меньше. Хит Леджер («Патриот») в холщовых брюках и расшитой рубашке, отплясывающий на придворном балу под Дэвида Боуи, похож на модного манекенщика, а еще больше -- на длинноволосого паренька из провинции, приехавшего с гитарой под мышкой поступать в московский актерский вуз. Он прям и смел духом, как пушкинский рыцарь, но в отличие от последнего вовсе не сумрачен и бледен, а весел и розовощек. Рыцарские турниры выглядят безобидной и немного старомодной забавой, чем-то вроде бильярда, в котором роль кия отведена тупому копью, а роль шаров -- головам противников. Классические рок-хиты, от Queen до AC/DC, непринужденно ложатся на средневековые аттракционы. Талантливые и молодые актеры с удовольствием исполняют отлично прописанные, фактурные роли второго плана...

Пожалуй, единственный просчет создателей в длине фильма (чуть больше двух часов). После бравурного, легкого и непритязательного начала трудно подготовиться к возвышенной сентиментальности финала, и последние полчаса кажутся решительно лишними.

«История рыцаря» -- второй режиссерский проект известного сценариста Брайана Хельгеланда, удостоенного «Оскара» за сценарий «Секретов Лос-Анджелеса». Его первый фильм -- «Расплата» с Мелом Гибсоном -- впечатление произвел смешанное: Хельгеланд попытался превратить честный, крепкий боевик Джона Бурмана «В упор» (1967) в невнятную экзистенциальную драму с абсурдистским сюжетом и не слишком в этом преуспел. На съемках «Истории рыцаря» ему открылся главный секрет успеха в коммерческом кино -- простодушие. С радостью и облегчением он собрал свою новую картину из всевозможных жанровых клише, стандартных типажей и предсказуемых сюжетных поворотов. И пусть эта радость немного похожа на чувство, с которым героиня «Тридцатой любви Марины» Владимира Сорокина в финале сливается с рабочим коллективом, кино от этого только выиграло.
Алексей МЕДВЕДЕВ

  КУЛЬТУРА  
  • //  30.08.2001
Михаил Суров рассказывает о своей уникальной коллекции
Вологодский предприниматель, специализирующийся на заготовке клюквы, и председатель «Вологодского народного движения» Михаил Суров еще и коллекционер. В его уникальном собрании десятки тысяч предметов деревенского быта -- не только иконы и наивная живопись, но и рукописные книги, набойные и пряничные доски, стекло, дуги, гончарные изделия, староверское литье и многое другое. Об истории своего собрания Михаил СУРОВ рассказал нашему корреспонденту Инне БАРЛЕБЕН. >>
  • //  30.08.2001
«История рыцаря» радует зрителей и злит критиков
Ох уж эти костюмные фильмы из далекого прошлого, в которых герои Шекспира щеголяют блатными татуировками, гладиаторы используют приемы из арсенала современного рестлинга, а за кадром непременно звучит что-нибудь гитарно-динамичное, -- жанр скользкий и опасный. Может получиться здорово и органично, как у База Лурмана в «Ромео и Джульетте», а может -- и не пришей кобыле хвост, как в каком-нибудь убогом «Планкетте и Маклейне» или у того же Лурмана в «Мулен Руж». «История рыцаря» застряла где-то посередине... >>
  • //  30.08.2001
В Московском доме фотографии продолжается проект «24»
В Московском доме фотографии открылась 15-я выставка в рамках кураторского проекта Юрия Аввакумова «24». По идее в нем должны участвовать те фотографы, которые специализируются на съемке архитектурных объектов. Но список таких архифотографов, по всей видимости, иссяк (что, честно говоря, не удивительно -- профессия редкая). Потому теперь в проект включена выставка просто художника -- Валерия Сировского, да к тому же едва ли не впервые взявшего в руки фотоаппарат... >>
  • //  30.08.2001
Фильм-победитель Московского кинофестиваля запрещен в Волгограде
Городская администрация Волгограда запретила показ в кинотеатре «Победа» фильма «Фанатик». Поводом для запрета, сообщает кинокомпания «Кармен», прокатчик фильма в России, стала фашистская символика, присутствующая на рекламных афишах... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика