N°155
28 августа 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  • //  28.08.2001
Путешествие с мертвецом
Новый фильм Такеши Китано на экранах Москвы

версия для печати
После того как японские гангстеры что-то по-крупному между собой не поделили, местный авторитет Ямамото (Такеши Китано) уехал из Японии и под чужим именем прибыл в Америку. Чтобы найти там своего названого брата. Чтобы, не зная языка, установить на улицах Лос-Анджелеса самурайские законы. Чтобы в первый же день ткнуть бутылочной розочкой в глаз чернокожему гопнику (Омар Эппс), а потом по-настоящему с ним подружиться. Чтобы в конце всех возможных концов выйти вразвалочку под автоматный огонь итальянских мафиози и, превратившись под пулями в оплывающий кровью кусок плоти, увидеть сон о чем-то большем.

«Брат», последняя на сегодня картина Такеши Китано -- одновременно и первая его постановка в Голливуде. Сам режиссер признавался, что, снимая в Штатах, он прекрасно провел там время и не столкнулся с необходимостью идти на компромиссы. Может, и так, но в любом случае уяснить, о чем думает Китано во время съемок, -- совершенно невозможно. Любое упоминание о том, что он вообще «работает на площадке» (в Америке ли, в Японии, где угодно еще), кажется нелепицей, нонсенсом, грубым и никому не нужным разоблачением магического сеанса. Невозможно подумать, что фильмы Китано -- снимаются. Куда вернее предположить, что в результате многочасовых молчаливых медитаций они проявляются на пленке сами собой, как волшебная картинка в альбоме для раскрашивания, как иероглифическая вязь, проступающая на боку японской фарфоровой пиалушки, когда в нее наливают горячий чай. Теперь таких пиалушек на китановской полке девять: вполне достаточно для полноценного сервиза.

И даже более чем достаточно: фильмы Китано, вышедшие после четырехлетней давности «Фейерверка», воспринимаются как неизбежный постскриптум -- слишком уж определенно была поставлена точка пули в финале. Оттуда можно было двигаться лишь за горизонт, в залитую добрым солнцем бесконечность (как в «Кикуджиро»), либо воспользоваться лукавым шансом -- и вновь ненадолго возродиться на грешной земле. «Брат» рассматривает именно второй вариант. Приехавший в Америку Ямамото явно не ощущает себя живым: после того как он покинул мир, живущий по единственно знакомым и близким ему законам, его существование не может быть полноценным -- да и вообще не может быть. Его вынужденная ссылка сродни туристическим прожектам Аркадия Ивановича Свидригайлова: эти сложные люди стремятся в одну и ту же Америку, которая имеет мало общего с нанесенным на карту контуром. Крутой якудза с причудливой татуировкой на спине умер не тогда, когда его насквозь прошили очереди итальянских конкурентов. Смерть наступила еще на взлете, когда самолет оторвался от японской земли и умчался за океан. Все, что произошло после этого, -- сплошной карнавал теней, не имеющий никакого значения. С тем же успехом Ямамото мог на том свете руководить бандой призраков давно убитых товарищей. Его американские каникулы -- лишь кратковременная остановка перед главным путешествием, последний предсмертный вздох, растянувшийся на два часа экранного времени. Неудивительно, что обычно бесстрастный Китано то и дело расплывается в кривоватой ухмылке, а то и вовсе хохочет: теперь он уже не должен хранить на лице непроницаемую маску якудзы. Можно обо всем забыть, играть в настольные игры и даже привязаться кое к кому. Все равно это ненадолго. Все равно.

Наиболее адекватная поверхность для проекции подобного рода фильмов -- вовсе не киноэкран, а зеркальные линзы солнцезащитных очков, свалившихся с носа в кровавую лужу. В них с равным успехом может отразиться жестокая разборка или смешная физиономия. Но второго «Брата», во всяком случае, ждать явно не приходится.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ

  КУЛЬТУРА  
  • //  28.08.2001
«Последние дни криминального чтива» провозгласил на прошлой неделе журнал «Эксперт». Оказывается, «массовая литература сдает свои позиции», издатели делают ставку на литературу серьезную, причем «реальная ниша» сегодня появилась «на ниве качественной зарубежной прозы». Следовало бы уточнить, что соответствующая ниша начала активно заполняться не вчера и даже не позавчера, а еще года два назад, и за это время издателями (прежде всего питерскими) уже закрыты многие ранее зиявшие лакуны иноязычной словесности... >>
  • //  28.08.2001
Новый фильм Такеши Китано на экранах Москвы
После того как японские гангстеры что-то по-крупному между собой не поделили, местный авторитет Ямамото (Такеши Китано) уехал из Японии и под чужим именем прибыл в Америку. Чтобы найти там своего названого брата. Чтобы, не зная языка, установить на улицах Лос-Анджелеса самурайские законы. Чтобы в первый же день ткнуть бутылочной розочкой в глаз чернокожему гопнику, а потом по-настоящему с ним подружиться. Чтобы в конце всех возможных концов выйти вразвалочку под автоматный огонь итальянских мафиози и, превратившись под пулями в оплывающий кровью кусок плоти, увидеть сон о чем-то большем... >>
  • //  28.08.2001
Отныне День российского кино -- 27 августа -- будет отмечаться ежегодно, и это не единственная радость для мастеров и поклонников важнейшего из искусств. На приуроченной к празднику пресс-конференции министр культуры Михаил Швыдкой торжественно обещал: «Государственные бюджетные ассигнования на кинематограф увеличатся вдвое и составят 1 млрд 400 млн рублей». Министр также сообщил, что создается акционерное общество «Российский прокат», что должно способствовать получению прибыли от демонстрации отечественных фильмов... >>
  • //  28.08.2001
Завершился 55-й Эдинбургский кинофестиваль, проходивший в рамках ежегодного фестиваля искусств. Британских картин на этом форуме было представлено меньше, чем обычно, зато зарубежная программа включала лучшие фильмы, показанные в Канне и на других престижных киносмотрах... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ