N°153
24 августа 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  • //  24.08.2001
История без интриги
Бальные аксессуары членов императорской семьи собраны для всеобщего обозрения

версия для печати
«Средь шумного бала» -- выставка серьезная и модная. Серьезная -- потому, что в Выставочном зале федеральных архивов показаны вещи не только из собственного собрания, но и из музея-заповедника «Павловск», Исторического и Русского музеев. Модная -- потому, что вещи эти относятся к моде самым непосредственным образом (это атрибуты балов конца XIX -- начала XX века, от платьев и брошей до посуды, картин и любовных записок) и подобраны так, что по ним можно было представить себе жизнь членов императорского дома России. Составлять портрет явления по одному из «колец» его парадигматического среза -- тенденция, лет 30 назад внедренная семиологами во главе с Роланом Бартом. В России она прослеживается лет десять, а до инертных областей культуры, вроде музейного дела, дошла только в последние годы.

Собственно, можно было бы ограничиться замечанием, что работа проделана большая, вещи собраны уникальные и пространство организовано правильно -- специалисты останутся довольны. Но, даже если судить по названию выставки, устроители имели в виду привлечение к ней внимания широкой публики. Сочтя, видимо, что сама по себе жизнь исторических лиц, да еще таких, как члены царской семьи, -- предмет однозначно занимательный. Эта, казалось бы, аксиома ввела в заблуждение немало культурных деятелей. Из свежих примеров -- режиссер Глеб Панфилов с фильмом «Романовы: венценосная семья».

На деле превратить историю в easy watching удается редко. Исторические личности для широкой публики -- не то же самое, что Мадонна или Никита Михалков. Большинство сознательных граждан путает Александров с Николаями, а на исторических фильмах с претензией на воссоздание характеров и атмосферы, если уйти совесть не позволяет, спокойно дремлет. Какими бы не были платья шикарными, факты -- умилительными, а способ их организации в пространстве -- научным. Организаторы выставки гордятся, что собрали много писем, прежде не доступных публике. Но письма публику радуют, когда их сюжет в общих чертах на слуху, как свежая сплетня. Без этого разбираться, что же там на самом деле было меж (заглянем в пресс-релиз) княжной Ольгой Николаевной и лейтенантом Павлом Вороновым, нет никакого интереса.

Чтобы сделать исторический сюжет занимательным, его необходимо разыграть заново, как это делает, например, Эдуард Радзинский. В приложении к выставке архивных материалов это означало бы мистификацию, фальсификацию даже. Без этой составляющей претендовать на «легкое», «игровое», популярное зрелище не стоит.
Илга КУЗНЕЦОВА

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  24.08.2001
Бальные аксессуары членов императорской семьи собраны для всеобщего обозрения
«Средь шумного бала» -- выставка серьезная и модная. Серьезная -- потому, что в Выставочном зале федеральных архивов показаны вещи не только из собственного собрания, но и из музея-заповедника «Павловск», Исторического и Русского музеев. Модная -- потому, что вещи эти относятся к моде самым непосредственным образом и подобраны так, что по ним можно было представить себе жизнь членов императорского дома России... >>
  • //  24.08.2001
Голландскому музыковеду и программисту Альберту Уиллему Хольсбергену удалось восстановить неизвестное произведение Людвига ван Бетховена. Собрав доселе разрозненные наброски увертюры к так и не написанной опере по шекспировскому «Макбету», Хольсберген создал ее восьмиминутную версию... >>
  • //  24.08.2001
Вчера в Русском музее Петербурга открылась фотовыставка «Абсолютный штиль» современного немецкого фотографа и художника Юргена Клауке. Экспозиция-ретроспектива представляет творческий путь новатора немецкой фотографии 70--90-х годов -- от его первых работ до масштабных зрелищных перформансов, в которых художник выступает в роли режиссера и модели... >>
  • //  24.08.2001
Комедия «Животное» на экранах Москвы
Хронический лузер Марвин (Роб Шнайдер) мечтает стать настоящим полицейским, но вместо того, чтобы сражаться со злодеями, вынужден просиживать свои весьма несвежие портки на складе вещественных доказательств. Его никто не любит и не уважает -- ни коллеги, ни соседи, ни даже соседские собаки -- и в сущности всех их можно понять: таких бестолковых и убогоньких индивидуумов не бывает даже в американских кинокомедиях. Все меняется в одночасье... >>
  • //  24.08.2001
Павел Лунгин нашел исполнителя для главного героя фильма «Олигарх»
В начале сентября Павел Лунгин начнет съемки своего нового фильма «Олигарх». На роль Бориса Березовского в картине прочили многих -- от Аль Пачино и Джона Малковича до главного редактора «Коммерсанта» Андрея Васильева. В результате досталась она призеру последнего Московского кинофестиваля Владимиру Машкову. Пока нет исполнителя лишь для роли Ларри, чьим прототипом послужил Бадри Патаркацишвили... >>
  • //  24.08.2001
Журнал «Декоративное искусство» нашел себе место
21 августа в залах Российской академии художеств открылась выставка «Художники круга ДИ». Выставка объявлена частью проекта, включающего «новую книжку журнала, серию выставок и круглых столов на актуальные темы художественной практики»... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика