N°143
10 августа 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  • //  10.08.2001
Художник зовет в дорогу
Открылся шестой Форум художественных инициатив

версия для печати
Традиционно Форум художественных инициатив, обычно проходивший в июле, закрывал арт-сезон, демонстрируя некоторые прошедшие проекты и представляя новые и перспективные. Так, два года назад на нем было показано предложение Сергея Шутова для Венецианской биеннале 2001 года, которое сейчас и осуществилось (те самые кланяющиеся монахи). Вместе с тем на каждом форуме наряду с интересными проектами всегда присутствовало огромное количество откровенно некачественного арт-товара -- в этом состояла кураторская стратегия Георгия Никича, автора и организатора форума, который приглашал к участию всех и вся, демонстрируя демократичность (она же с легкостью становилась беспринципностью) собственных вкусов и борьбу с мейнстримом. В результате форум всегда балансировал на грани провала, и его вытягивали один-два проекта. В этом году не вытянул ни один.

Посетитель Нового Манежа, прочитав у входа многообещающее «Искусство как туризм» -- так звучит тема нынешнего форума, -- в залах видит вот что. Куча мусора (один из гостей вернисажа пробурчал: «Уж и убраться к выставке не могли»). Это инсталляция. Какие-то непонятные, очень плохо развешенные фотографии разных размеров. Старый автомобиль, зачем-то выкрашенный в розовый цвет. Крутящаяся железка. Реклама очередного путеводителя, изданного журналом «Афиша». Почему-то кресло-санки. Еще снимки: симпатичная девушка со спущенными штанами в туалете фотографирует собственное отражение в зеркале. Какие-то не очень хорошо нарисованные и еще хуже инсталлированные акварели. Странного вида люди (некоторые босиком -- тот же бурчун предостерег: «Бойтесь грибка») сидят и пьют вино. Надо думать, перформанс. Опять фото -- чубчик какой-то дамы на фоне исторических монументов. Ну, и так далее.

Что все это значит, можно понять, только внимательно прочитав экспликации. Тогда окажется, например, что кресло-санки -- это средство передвижения полупарализованной бабушки, которое придумал ее внук, а подобрал и выставил известный художник Владимир Архипов, давно собирающий уникальную коллекцию самоделок (проект называется «Путешествие мечты»). Что фотографии с чубчиком -- это проект Нины Котел и Владимира Сальникова «Инвентаризация истории»: художники-супруги вместе путешествуют по странам и городам, он снимает ее чубчик на фоне исторических памятников. В диалоге художников (это и есть текст экспликации) можно прочитать и такие глубокие фразы, как «Питер свидетельствует о европейском происхождении русской цивилизации», или «Москва очень оригинальна, она доказательство нашей цивилизационной самобытности». Что розовый автомобиль -- это работа группы «Фенсо»: на нем они должны совершить путешествие в Австралию, чтобы осуществить «культурный экспорт» деревянных идолов, которые украшают наши детские площадки. Что девушка, фотографирующая собственные прелести, -- это проект «Людавтуалете» Людмилы Константиновой, смысл которого в том, что посещает она не просто какие-то там места общего пользования, а элитные клозеты в разных музеях мира. Что акварельки -- это современные иллюстрации традиционного Grand Tour, «большого путешествия», которое в былые времена совершал всякий европейский аристократ. Что, наконец... В общем, читайте экспликации. В противном случае на выставке делать нечего.

Вообще-то, выставка -- все же не лучшее место для чтения. А эпоха концептуальных экспозиций, которые нужно не смотреть (поскольку просто не на что), а именно читать, давно прошла. Теперь зрителей нужно увлекать и развлекать. На форуме же зрителям предложено скучать. В лучшем случае мечтать о собственном путешествии. Можно -- вместе с художником.

Путешествие в компании с художником -- это проект галереи Escape, который так и называется «В-Месте с Художником». Четыре сотрудника галереи предлагают услуги чичероне: один готов «раскрыть тайны Нью-Йорка», другой проведет вас по Парижу, Риму, Барселоне. Третий покажет жизнь русской деревни. Четвертый (точнее, четвертая) расскажет вам «захватывающие дух легенды» Царского Села. Возможно даже, что этот проект, поддержанный настоящей туристической фирмой, выйдет за рамки искусства и привлечет внимание настоящих туристов. Что, впрочем, в задачи форума явно не входит.
Николай МОЛОК

  КУЛЬТУРА  
  • //  10.08.2001
Открылся шестой Форум художественных инициатив
Традиционно Форум художественных инициатив, обычно проходивший в июле, закрывал арт-сезон, демонстрируя некоторые прошедшие проекты и представляя новые и перспективные. Вместе с тем на каждом форуме наряду с интересными проектами всегда присутствовало огромное количество откровенно некачественного арт-товара -- в этом состояла кураторская стратегия Георгия Никича, автора и организатора форума... В результате форум всегда балансировал на грани провала, и его вытягивали один-два проекта. В этом году не вытянул ни один... >>
  • //  10.08.2001
В разгаре Вагнеровский фестиваль
Главным событием празднующего свое 125-летие Вагнеровского фестиваля в Байройте стала постановка мегатетралогии «Кольцо нибелунгов», которую осуществил авторитетный немецкий режиссер Юрген Флимм. В течение месяца цикл из четырех опер («Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов») будет сыгран трижды -- четыре дня подряд, как и задумывал это грандиозное действо сам Вагнер... >>
  • //  10.08.2001
Собрано поэтическое наследие Германа Плисецкого
Большую часть жизни Герман Плисецкий был «потаенным поэтом». Переложения персидских народных четверостиший, газелей Хафиза и -- всего более -- рубаи Омара Хайама доставили переводчику славу мастера. По иным из них должно было распознать большого поэта -- кое-кто распознал. Но до 1988 года почти все собственные стихи Плисецкого оставались в столе... >>
  • //  10.08.2001
Сегодня исполняется сто лет со дня рождения Николая Хмелева
Николай Хмелев умер в 1945 году. Умер так, как и должны умирать артисты, -- в театре в день генеральной репетиции. Шла трагедия Алексея Толстого «Трудные годы». Хмелев играл Иоанна Грозного, и, по свидетельству очевидцев, эта роль должна была стать лучшей в репертуаре артиста и одной из лучших в истории русского театра... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика