|  | ||
|  | ||
| N°14 29 января 2001 |  | Издательство "Время" | 
|   | ||||
| // Архив | // поиск | |||
|  | ||||
| 
        |  | 
 Прощание с девяностыми "Художественный журнал" резюмирует историю современного искусства 
Первый номер "Художественного журнала", фактически единственного у нас журнала по современному искусству, вышел осенью 1993 года. Сейчас появился уже №34--35 (впечатляющий результат для некоммерческого специализированного издания) с припиской -- "дайджест". В нем собраны статьи, в которых "описана история и проблематика" актуального отечественного искусства 90-х годов. Тем самым дайджест подводит двойной итог -- не только деятельности журнала за семь лет, но и эпохе, в художественной культуре которой "ХЖ" и его главный редактор Виктор Мизиано играли едва ли не главную роль. Журнал создавал иллюзию, симулировал нормальный художественный процесс: хотя там и писалось, что современное искусство живет без и вне системы (советская система была разрушена, а новые институции еще слабы), но сам был той институцией, которая процесс организовывала. Без преувеличения можно сказать, что «ХЖ» задавал моду и художественную стратегию. История "ХЖ" -- это и есть история искусства 90-х. Журнал возник в ситуации тотальной эйфории, охватившей художественное сообщество, -- новая свобода, насыщенная арт-жизнь, появление многочисленных и разнообразных галерей, мода на русское искусство на Западе и, соответственно, деньги, бесконечные выставки, премия Венецианской биеннале, впервые полученная русским художником, отъезд на Запад ведущих мастеров 80-х и будоражащая необходимость начинать с «чистого листа». Возникла потребность в описании новой ситуации. «ХЖ» тогда имел вид огромного, формата А3, «жирного» издания с ярким и новым дизайном (макет разработала Елена Китаева). На его страницах печатались манифесты и рождалась новая арт-критика, которая затем в упрощенном, адаптированном виде перекочевывала в СМИ. Школу «ХЖ» прошли едва ли не все действующие художники, критики и журналисты. (Опубликованная в дайджесте библиография насчитывает несколько сотен имен!) Создавался не только дискурс, но и -- элементарно -- круг современного искусства, то, что сейчас именуется тусовкой. Важно, что спустя несколько лет, в конце 90-х, в кардинально изменившейся ситуации, «ХЖ» первым выступил как раз против этого самого круга: здесь была опубликована программная статья Витора Мизиано "Культурные противоречия тусовки", в которой убедительно доказывалась вся ее призрачность, ограниченность и неспособность к саморефлексии. К этому моменту сменился формат «ХЖ» (сначала А4, а затем и того меньше) и вместе с ним концепция -- от эйфории к нормальному, несколько даже пессимистическому функционированию. Теперь журнал стал напоминать скорее западное университетское издание, в котором печатаются не манифесты, а строгие, отстраненные от текущего процесса академические тексты. На первый план выдвинулось культуртрегерство: пошли переводы известных западных философов, историков искусства и критиков (иногда им отводилась едва ли не половина номера). Это благодаря «ХЖ» (хоть и не ему одному) слово «деррида» сегодня стало чуть ли не ругательством! Стали выходить тематические номера, посвященные современности как таковой: науке, коммуникациям, истории, повседневности, визуальности, моде, насилию. (В последнем, например, была опубликована статья словенского философа и социолога Ренаты Салецл о «деле Чикатило», но, конечно, не как о художественном проекте, а как о «способе субъективизации».) «ХЖ» стал издательством, среди опубликованных им книг -- работа одного из крупнейших современных западных философов Славоя Жижека. Мутации «ХЖ» стали особенно заметны сейчас, когда журнал приступил к новому проекту -- телепрограмме «Форма», идущей раз в две недели по каналу «Культура». Последняя была посвящена проблеме авторства -- от XV века к XX, от рождения автора, к цитированию, плагиату, анонимности и, в конечном счете, смерти автора. Ведет передачу лично Виктор Мизиано -- с присущим ему изяществом, артистизмом, парадоксальностью, остроумием и просто умом. Дизайнер программы -- Елена Китаева. Главный дизайнерский ход: камера показывает ведущего со спины, словно он читает лекцию перед невидимой (или отсутствующей) аудиторией. При этом на спину проецируются фрагменты работ. Так, Мизиано стал il professore, «ХЖ» -- академическим изданием, а искусство 90-х -- прошлым, с которым пора прощаться. И -- подводить итоги. В дайджесте «ХЖ» их много --- и самых разных: «катастрофа» и «тупик», из которого надо уходить -- «свет уже гасят» (Екатерина Деготь); «прекрасная эпоха» или «короткое лето в тундре» (Андрей Ковалев); эпоха «серьезности» (Георгий Литичевский) и т.д. А в целом, опять цитирую Литичевского, это была эпоха, когда «взошло солнце Мизиано». |  | 
 
 Михаилу Евграфовичу Салтыкову (Н. Щедрину) исполнилось 175 лет Щедрин вроде бы актуальный писатель. Последние годы мы только и делаем, что мечтаем о трезвости, нелицеприятности и безыллюзорности. Призываем к отказу от любых утопий, твердо усвоив, что в России они страшно сбываются. У Щедрина если и были иллюзии, то недолго и всегда с оговорками. И мы так давно и прочно "щедринизированы", что можем Щедрина не читать. И отмечать его юбилей без шума. >> 
 "Художественный журнал" резюмирует историю современного искусства Первый номер "Художественного журнала", фактически единственного у нас журнала по современному искусству, вышел осенью 1993 года. Сейчас появился уже №34-35 (впечатляющий результат для некоммерческого специализированного издания) с припиской - "дайджест". В нем собраны статьи, в которых "описана история и проблематика" актуального отечественного искусства 90-х годов. Тем самым дайджест подводит двойной итог - не только деятельности журнала за семь лет, но и эпохе. >> 
 Названы лауреаты премии Аполлона Григорьева В новую тройку лауреатов премии Аполлона Григорьева вошли Николай Кононов (роман "Похороны кузнечика", СПБ., "ИНАПРЕСС"), Вера Павлова (сборник стихов "Четвертый сон", М., "Захаров") и Алан Черчесов (роман "Венок на могилу ветра", СПб., "Лимбус-пресс"). Из "двадцатипятиголового" списка жюри сделало достойный выбор. >> 
 В СДК МАИ дала два концерта группа «Калинов мост» «Калинов мост» редко приезжает в Москву. Солист и автор Дмитрий Ревякин недолюбливает ее за шум и суету, предпочитая свой тихий родной Новосибирск. Ни на одном из исполинских сборных концертов прошлого сезона, вроде «Крыльев» или «Нашествия», группа замечена не была. Потому и на сольный ее концерт в ЦДХ, и на оба «электрических» сета в СДК МАИ все билеты были проданы. >>  18:51, 16 декабряРадикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске 18:32, 16 декабряПутин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд 17:58, 16 декабряЗадержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве 17:10, 16 декабряЕвропарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского 16:35, 16 декабряСаакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия 16:14, 16 декабряАссанж будет выпущен под залог 
 | 
|  | ||||
|  | Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией | Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |  | |
|  |