N°133
27 июля 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
  ПОИСК  
  • //  27.07.2001
Девять тысяч над землей
версия для печати
В июле 1901 года было открыто беспересадочное (с единственной паромной переправой через Байкал) железнодорожное сообщение от Челябинска до Сретенска (в Забайкалье). Это одно из важнейших событий в истории строительства Транссибирской железнодорожной магистрали наряду с началом строительства дороги в мае 1891 года, завершением сооружения КВЖД в июле 1903 года. История возведения этой железной дороги тесно связана с освоением Россией и СССР огромных территорий в Сибири и на Дальнем Востоке.

Впервые идея строительства железной дороги через Сибирь была выдвинута в 1837 году инженером Михаилом Богдановым, проводившим изыскания сухопутного тракта от Иркутска до Кяхты. Она «дозревала» почти полвека. Сначала был разработан ряд проектов строительства железных дорог в Сибири, затем проведены большие работы по сооружению Обско-Енисейской водной системы. Поэтому к 1887 году в правительстве сложилось мнение: строить Сибирский путь смешанным, водно-железнодорожным. Однако вскоре встал вопрос о строительстве исключительно железнодорожного пути.

В качестве возможных рассматривались два проекта строительства: южное от Оренбурга на Орск--Актюбинск--Павлодар--Иркутск и северное от Челябинска на Томск--Красноярск--Нижнеудинск--Иркутск и далее через территорию Китая к Владивостоку. В 1889 году Комитет министров предпочел северный вариант.

К этому времени был проведен целый ряд экспедиций по изысканию трассы. Нерешенным оставался вопрос об отправных пунктах строительства. 12 февраля 1891 года Комитет министров решил утвердить направление Уссурийской железной дороги от Владивостока до станции Графской; начать в 1891 году сооружение дороги от Миасса до Челябинска; произвести в том же году изыскания от Челябинска до Томска или иного пункта Средне-Сибирского участка и от конечного пункта первого участка Уссурийской дороги до Хабаровска.

Прошло чуть больше месяца после решения Комитета министров, и император Александр III отдал наследнику престола Великому Князю Николаю (будущему царю Николаю II) рескрипт: «...Возлагаю на Вас совершение во Владивостоке закладки разрешенного к сооружению, на счет казны и непосредственным распоряжением Правительства, Уссурийского участка великого Сибирского рельсового пути...».

Организацией строительства века занимался специальный Комитет Сибирской железной дороги, в состав которого вошли министры внутренних дел, государственных имуществ, финансов, путей сообщения, военный, морской и государственный контролеры.

Магистраль было решено строить в три очереди, с четко обозначенными сроками сдачи в эксплуатацию линий и участков. Срок возведения дороги определялся десятью годами, а предварительная стоимость -- 350 млн руб. золотом (44 тыс. руб. на километр). Для лучшей организации строительства магистраль разделили на семь дорог: Западно-Сибирскую, Средне-Сибирскую, Кругобайкальскую, Забайкальскую, Амурскую, Северо-Уссурийскую и Южно-Уссурийскую.

К строительству привлекли более 100 тысяч рабочих, в том числе около шести тысяч специалистов.

Уже к зиме 1893 года было построено 413 километров, в 1894-м -- 891, а в 1895-м -- более 1340 километров.

Особенно успешно шли работы на западном участке -- от Челябинска до Омска. Этому способствовали относительная близость предприятий, изготавливающих рельсы, стрелки и другие детали пути, равнинный рельеф Ишимской и Барабинской степей. В результате участок Челябинск--Обь длиной 1418 километров был успешно завершен всего за пять лет, и в 1896 году первые поезда пришли на станцию Обь.

В этом же году был построен участок Южно-Уссурийской дороги от Владивостока до станции Графская протяженностью 408 километров. Семь лет потребовалось строителям, чтобы соединить железнодорожным сообщением Владивосток и Хабаровск, а через девять лет дорога достигла города Сретенска.

Значительная пересеченность рельефа, наличие большого числа крупных рек и удаленность от центра России, откуда завозили не только оборудование и материалы, но и рабочих, серьезно затруднили строительство Средне-Сибирской дороги.

Сооруженные на этом участке мосты через Обь, Енисей и другие реки стали не только крупнейшими объектами железнодорожного транспорта, но и настоящими памятниками инженерного искусства. А авторы проектов -- инженеры Белелюбский и Проскуряков -- удостоились Гран-при Парижской всемирной промышленной выставки. Многие разработки по конструкциям пролетных строений, опор, методов их возведения в тот период применялись впервые и сразу же реализовывались на строительной площадке.

Путь от станции Обь до Иркутска длиной 1818 км был завершен только в 1899 году. А в следующем, 1900 году, было закончено строительство участка от Иркутска до Сретенска с паромной переправой через озеро Байкал.

Сложнейшим участком магистрали оказалась Кругобайкальская железная дорога длиной 260 км, строительство которой завершилось уже после ввода Транссиба в эксплуатацию в 1905 году. На этом участке дороги было построено 39 тоннелей, 14 километров подпорных стен, 47 предохранительных галерей, а также виадуки, волнорезы, многочисленные мосты и водопропускные трубы -- всего 491 сооружение. Окончание работ на этом участке позволило открыть регулярное движение поездов по Транссибу.

После Забайкальской дороги (Мысовая--Сретенск) вначале предполагалось строить Амурскую дорогу. Однако потребовалось ускорить строительство линии, обеспечивающей выход к Владивостоку, а также к арендованным Россией Порт-Артуру и порту Дальний. И поэтому в 1896 году, после завершения Уссурийской дороги, выполнения значительных работ на Забайкальской линии и проведения изысканий на Амурской дороге русское правительство заключило соглашение с Китаем о проведении части Сибирской магистрали через Маньчжурию. Эту идею выдвинул министр финансов Сергей Витте, обосновавший экономическую выгоду строительства более короткой (на 900 км) Китайско-Восточной железной дороги, проходившей через Маньчжурию. От нее (с ответвлением от Харбина) предполагалось построить ветку протяженностью 1025 км до Порт-Артура и Дальнего.

При сооружении КВЖД был учтен опыт строительства Транссиба. Укладка пути на участке Маньчжурия--Никольское (1520 км) была завершена 21 октября 1901 года. Витте уведомил императора о смычке пути главной линии, и в ответ на это Николай I направил приветственную телеграмму: «Искренне благодарю Вас за радостное сообщение, поздравляю вас с окончанием одного из крупнейших железнодорожных предприятий в мире в столь короткий срок и посреди неимоверных трудностей. Николай».

Замыкающий Транссиб участок от станции Китайский разъезд (ныне станция Карымская) до государственной границы с Китаем, затем по территории Китая до станции Пограничная и далее по территории России до станции Никольск-Уссурийский был сдан в эксплуатацию 1 июля 1903 года. Сооружение Южно-Маньчжурской линии КВЖД -- до Порт-Артура и Дальнего -- закончили в 1904 году, буквально накануне начала Русско-японской войны. С постройкой Китайско-Восточной железной дороги было впервые организовано сквозное движение поездов из Европы во Владивосток. Зимой 1903--1904 годов от Москвы до порта Дальний ходили четыре прекрасно оборудованных пассажирских поезда. Они отправлялись из Москвы четыре раза в неделю. В полдень на третьи сутки поезд прибывал в Челябинск, утром восьмого дня -- в Иркутск. Затем поезд переправлялся через озеро Байкал на пароме «Ангара» или пароме-ледоколе «Байкал». В полдень на двенадцатые сутки поезд прибывал на станцию Маньчжурия, а еще через пять суток -- в порт Дальний. Вся поездка занимала 16 суток вместо 35 на океанском корабле.

В ходе начавшейся в январе 1904 года Русско-японской войны железнодорожники, рабочие-строители совершили настоящий трудовой подвиг: менее чем за полтора года активных боевых действий они перебросили из центра России в Маньчжурию по однопутной магистрали пропускной способностью от восьми до десяти поездов в сутки 1,3 миллиона человек, 230 тысяч лошадей, 37 тысяч повозок, 2200 орудий, а после окончания боевых действий вывезли большую часть огромной массы войск обратно в Россию. Одновременно железнодорожники совместно с солдатами построили десятки разъездов и станций, что позволило вдвое увеличить пропускную способность Сибирской магистрали.

Поражение России в войне с Японией привело к отторжению Южно-Маньчжурской линии КВЖД, в результате чего оказалась под угрозой потери оставшаяся часть этой дороги. Поэтому в марте 1908 г. Государственная дума приняла решение приступить к строительству Амурской линии. В том же году развернулось сооружение последнего звена Транссиба -- от Куэнги до Хабаровска -- длиной около 2000 км. Прокладка восточного участка Амурской дороги была завершена в 1915 году. Открытие моста через Амур 5 октября 1916 года сделало рельсовый путь Транссибирской железной дороги непрерывным. Столицы соединились с Владивостоком надежной железнодорожной магистралью, полностью проходящей по российской территории.
ПАВЕЛ АПТЕКАРЬ

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  27.07.2001
В июле 1901 года было открыто беспересадочное (с единственной паромной переправой через Байкал) железнодорожное сообщение от Челябинска до Сретенска (в Забайкалье). Это одно из важнейших событий в истории строительства Транссибирской железнодорожной магистрали наряду с началом строительства дороги в мае 1891 года, завершением сооружения КВЖД в июле 1903 года. История возведения этой железной дороги тесно связана с освоением Россией и СССР огромных территорий в Сибири и на Дальнем Востоке. >>
  • //  27.07.2001
Совет безопасности приравнял Калининградскую область к Чечне
На состоявшемся в четверг под председательством Владимира Путина заседании Совета безопасности рассматривался единственный вопрос -- сегодняшняя ситуация в Калининградской области и перспективы развития западного эксклава России. В аппарате Совбеза повестку заседания назвали «уникальной» -- отдельно взятый субъект федерации еще ни разу не становился объектом столь пристального внимания СБ России. За исключением разве что Чечни. Впрочем, «проблема Чечни» и «проблема Калининграда» лишь на первый взгляд не имеют ничего общего: по сути же, и в одном, и в другом случаях речь идет о перспективах сохранения целостности страны... >>
  • //  27.07.2001
Нынешний этап Гран-при по автогонкам в классе «Формула-1» пройдет без немецкого пилота Хайнца-Харальда Френтцена. Как стало известно, два дня назад он был уволен из команды, точнее, руководство «Джордана» досрочно расторгло с ним контракт. Причины и подробности столь скоропалительного решения пока не объясняются... >>
  • //  27.07.2001
Десятого июля в 18.26 по местному времени на перроне первого пути станции Свердловск-Пассажирский было особенно многолюдно. Цветами и духовым оркестром власти Екатеринбурга и области, руководство Свердловской железной дороги и просто горожане встречали юбилейный поезд «100 лет Транссибу», который сделал свою первую остановку после того, как 9 июля отправился от Ярославского вокзала Москвы... >>
  • //  27.07.2001
Спецсостав привез во Владивосток хорошие новости
25 июля на Ярославский вокзал столицы вернулся юбилейный спецпоезд, направленный по маршруту Москва--Владивосток--Москва в честь 100-летия Транссибирской магистрали. Пассажиры состава -- ветераны, представители Министерства путей сообщения, писатели и журналисты. Дорога до Москвы заняла не целую неделю, как обычно, а на сутки меньше -- поезду был предоставлен «зеленый коридор» и сокращены остановки... >>
  • //  27.07.2001
6 июня 1887 г. Комитет министров принимает решение о строительстве Сибирской железной дороги... >>
  • //  27.07.2001
С самого начала прокладки Транссибирской магистрали она стала полигоном новых строительных и управленческих технологий. Такой она остается и сегодня, сто лет спустя. >>
  • //  27.07.2001
Все те четыре часа, которые фестивальный поезд провел в Красноярске, в городе шел дождь. Однако стихии не удалось испортить железнодорожникам праздник. На небольшом по сибирским меркам Красноярском вокзале собралось около 200 человек. Среди встречающих был и министр МПС России Николай Аксененко, специально прилетевший для этого в Красноярск... >>
  • //  27.07.2001
«Когда я сделался министром путей сообщения в феврале 1892 года, то во время одного из первых моих докладов император Александр III высказал мне свое желание, свою мечту, чтобы была построена железная дорога из европейской России до Владивостока. Мысль эта глубоко засела у императора Александра III, и еще до моего назначения министром он постоянно толковал о сооружении этой дороги. Император Александр III мне как бы жаловался на то, что вот, несмотря на все его усилия в течение 10 лет, он все время встречает со стороны министров, в Комитете министров и в Государственном Совете затруднения в быстром исполнении этой мысли. Он взял с меня как бы слово, что я эту мысль приведу в исполнение»... >>
  • //  27.07.2001
Российская элита заговорила с США о балансе
Давно уже вашингтонские гости не вызывали в Москве такого ажиотажа, какой произвела советник президента США по национальной безопасности Кондолиза Райс. Оно и понятно, российская элита наконец-то занялась любимым делом -- переговорами с американцами о судьбах мировой стратегической стабильности... >>
  • //  27.07.2001
Милиция выясняет, куда «христианские» банкиры девали бюджетные деньги
Уголовное дело, касающееся деятельности бывших руководителей Международного банка храма Христа Спасителя (МБХХС) и грозящее вылиться в одно из самых крупных экономических расследований в регионе, возбудили на днях правоохранительные органы Московской области. Речь идет об истории с созданием в середине 90-х годов огромного сельскохозяйственного комплекса в Нахабине. Под этот проект были выделены миллионы долларов, в том числе из федерального бюджета, и большая часть из них теперь исчезла... >>
  • //  27.07.2001
Новый метод получения электроэнергии вызывает сомнения
Совершить радикальный переворот в энергетике пообещал вчера директор Волгоградского института материаловедения РАЕН Валериан Соболев. Открытие, о котором он поведал, еще не известно научному сообществу (работы велись втайне в течение 10 лет), но уже запатентовано в США. >>
  • //  27.07.2001
Министерства не могут договориться, как начинать энергетическую реформу
Минэкономразвития завершило доработку плана первого этапа реформирования электроэнергетики. Вчера поздно вечером -- с опозданием на один день -- план должен был поступить в правительство, сообщили в пресс-службе министерства, в ближайшее время его должен подписать премьер Михаил Касьянов, и тогда реформа официально стартует. Однако на этом споры по некоторым пунктам не исчерпаны: вместе с планом МЭРТ направило в кабинет министров таблицу разногласий. >>
  • //  27.07.2001
1 августа правительственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле, возглавляемая вице-премьером Алексеем Кудриным, обсудит вопрос об изменении экспортных пошлин на нефть, которые могут опуститься с отметки 30,2 евро за тонну ориентировочно до 22--23. Причина -- снижение мировых цен на нефть за два последних месяца. >>
  • //  27.07.2001
Осенью у народа будет праздник -- сразу две политические организации будут преобразованы в «народные партии». Первым ближе к народу станет движение «Народный депутат», которое будет преобразовано в Народную партию -- ее учредительный съезд состоится 29 сентября. Через две недели после сторонников г-на Райкова -- 13 октября -- ближе к народу станет лужковское движение «Отечество». >>
  • //  27.07.2001
Правозащитники морально поддержат марш мира Грозный--Москва
Чеченские беженцы, требующие расследования злоупотреблений федералов в Чечне и начала мирных переговоров с Асланом Масхадовым, намерены перейти от голодовки к более активной форме протеста. 1 августа несколько десятков сторонников мира в республике отправляются в марш мира «Грозный--Москва», который фактически начнется в Ингушетии. Поддерживать участников марша будут и московские правозащитники, большинство из которых, однако, присоединяться к марширующим не намерены... >>
  • //  27.07.2001
Транссибирская магистраль в буквальном смысле слова раздвигает границы, в том числе и политические. Если после полувека глухой изоляции друг от друга КНДР и Южная Корея согласятся приоткрыть свою границу, то они это сделают ради выхода на Транссиб... >>
  • //  27.07.2001
Строительство Транссиба повлекло за собой активное экономическое освоение огромных территорий Сибири и Дальнего Востока, ранее бывших настоящими медвежьими углами. Строительство дороги стало подлинным двигателем развития уже начинавшей хиреть уральской металлургической промышленности... >>
  • //  27.07.2001
В предстоящие выходные в Японии завершается чемпионат мира по водным видам спорта. Однако под занавес турнира болельщиков, возможно, ждет еще один сюрприз. Сегодня состоится финальный заплыв на стометровке вольным стилем, и главная тема дня -- кто выиграет: Торп или Хугенбанд?.. >>
  • //  27.07.2001
Сегодня в высшем дивизионе чемпионата России по футболу начинается 19-й тур. В «Лужниках» встречаются «Спартак» и «Ростсельмаш». Однако центральным матчем тура будет встреча, которая пройдет на следующий день в Раменском, где «Локомотив» примет «Динамо»... >>
  • //  27.07.2001
Заключительные три этапа предстоит преодолеть участникам «Тур де Франс» в грядущий уикенд. Равнинные ландшафты вряд ли изменят соотношение сил в группе лидеров, и если не случится ничего сверхъестественного, то в третий раз подряд в желтой майке лидера на Елисейские Поля в Париже въедет американец Лэнс Армстронг. Оставшиеся этапы станут шансом для рядовых бойцов пелетона побороться за выигрыш отдельных этапов, а также поработать в отрыве. >>
  • //  27.07.2001
Российская сборная по дзюдо отправилась на чемпионат мира без своего главного фаворита Тамерлана Тменова. Несколько дней назад во время тренировки спортсмен получил разрыв мениска и теперь вместо турнира вынужден готовиться к операции... >>
  • //  27.07.2001
В Белом доме состоялась презентация необычного сайта. Вчера правительственные чиновники вместе с представителями бизнеса торжественно сообщили об открытии интернет-сайта Совета по предпринимательству при правительстве -- адрес: http://www.spprinfo.ru. В новом интернет-проекте впервые объединились государство и бизнес. Идея проекта принадлежит не чиновникам, а бизнесменам, которым не хватает открытости и публичности при общении с властью. Однако в правительстве начинание одобрили необычайно легко и быстро... >>
  • //  27.07.2001
Мощный взрыв прогремел вчера утром возле одного из рязанских рынков. В 8.50 женщины, торговавшие цветами возле рынка спального микрорайона Канищево, увидели, что на рыночную автостоянку зашел мужчина. В это время там стояла лишь одна машина -- «Жигули» десятой модели. Торговки заметили, как неизвестный подошел к машине, оставил рядом с ней какой-то предмет и поспешно удалился... >>
  • //  27.07.2001
Сотрудники столичного Управления по борьбе с экономическими преступлениями раскрыли в Москве крупную «пиратскую» компанию, воровавшую и перепродававшую через Интернет компьютерную информацию ведущих международных информагентств. >>
  • //  27.07.2001
Главная военная прокуратура (ГВП) завершила следствие по делу бывшего начальника Главного управления военного бюджета и финансирования Минобороны РФ генерал-полковника Георгия Олейника. На днях он уже приступил к ознакомлению с материалами следствия. Олейник обвиняется в превышении должностных полномочий с причинением тяжких последствий, ему грозит до 10 лет лишения свободы. >>
  • //  27.07.2001
Завершился судебный процесс по делу Натальи Куребеды, обвиняемой в совершении террористического акта в Невинномысске 6 октября прошлого года. Суд приговорил ее к тюремному заключению сроком на 18 лет. >>
  • //  27.07.2001
Боевой орден Мужества получили чиновник и два предпринимателя
Три ордена Мужества стали причиной очередного скандала, потрясшего уральский политический бомонд. На днях местные СМИ сообщили, что глава Ленинского района Екатеринбурга Константин Архипов, генеральный директор Екатеринбургского завода по обработке цветных металлов Николай Тимофеев и генеральный директор финансово-промышленной группы «Драгоценности Урала» Алексей Фисенко представлены к одной из самых почетных воинских наград -- ордену Мужества... >>
  • //  27.07.2001
Заключенных обеспечат госзаказом
Правительство обсудит сегодня меры по повышению эффективности использования труда осужденных. По информации газеты «Время новостей», речь на заседании кабинета министров главным образом будет идти о предоставлении Главному управлению исполнения наказаний (ГУИН) Минюста государственных заказов, например, в оборонной промышленности. >>
  • //  27.07.2001
Столичным стражам порядка приказано жить по-новому
Небывало жесткой критике подверг вчера столичных милиционеров руководитель МВД Борис Грызлов. Такого разноса московские стражи порядка не получали с 1999 года, когда вокруг ГУВД развернулась битва, закончившаяся отстранением от должности прежнего начальника, Николая Куликова. Но если тогда мало кто сомневался, что главной причиной скандала послужили политические мотивы, то теперь ясно, что речь идет уже о принципиальных претензиях к самой работе ГУВД... >>
  • //  27.07.2001
Ей не хватает 10 документов
Сразу после одобрения Советом Федерации двух основных законов о дебюрократизации, закона о лицензировании и закона о регистрации юридических лиц, Министерство экономического развития приступило к разработке документов, утверждающих порядок введения их в действие. Времени у чиновников вполне достаточно, поскольку закон о лицензировании вступит в действие лишь через полгода после подписания его президентом, а новый порядок регистрации заработает после 1 июля будущего года. >>
  • //  27.07.2001
Дума Хабаровского края приняла решение об учреждении краевого правительства. Ныне действующий глава администрации Виктор Ишаев станет еще и председателем правительства, что существенно поднимет его статус как руководителя региона. Решение об этом принято на очередном заседании Думы. Соответствующие изменения вносятся в устав края специальным законом. Таким образом, краевой устав будет приведен в соответствие с федеральным законодательством. >>
  • //  27.07.2001
История строительства БАМа берет свое начало еще в конце XIX века, когда МПС помимо возведения Транссиба выдвинуло идею создания железной дороги через Ангарский и Северо-Муйский хребты. Однако изыскательские работы 1889 года показали, что строительство по гористой, малонаселенной местности будет чересчур дорогим для российской казны. Интерес к строительству новой трассы, соединяющей Сибирь с Дальним Востоком, возвратился в 10-е годы прошлого века, когда стало ясно, что Транссиб перегружен даже на двухпутных участках... >>
  • //  27.07.2001
О планах развития Транссибирской магистрали и ее сегодняшних проблемах читателям газеты «Время новостей» согласился рассказать первый заместитель министра путей сообщения России Александр ЦЕЛЬКО. Он считает, что на сотом году работы дорога имеет большое будущее. >>
  • //  27.07.2001
Правительство республики -- свободу маневра и деньги
Указ о разграничении федеральной и республиканской собственности в Чечне, подписанный вчера президентом Владимиром Путиным, ожидался давно и с нетерпением. Теперь, как пояснили корреспонденту газеты «Время новостей» в московском представительстве Чечни, определилось, за что отвечает республиканское правительство, за что -- федеральный центр. Вчера же в Минимущества ушел документ, в котором чеченское правительство предложило свой вариант раздела собственности... >>
  • //  27.07.2001
В XXI веке Транссиб может стать важнейшим коммерческим маршрутом Земли
Нельзя сказать, чтобы до прокладки Транссиба в Сибири совсем не было дорог. Исстари через бескрайние сибирские просторы тянулся Московский тракт. Да и полноводные реки традиционно круглый год напролет служили транспортными артериями: летом -- по воде, зимой -- по льду. Но появление железной дороги в буквальном смысле преобразило этот богатый край. Транссиб приблизил центр России к ее восточным владениям и одновременно стал для сибиряков воротами на российские и мировые рынки... >>
  • //  27.07.2001
Ликвидировать все последствия наводнения в Якутии до того как наступит зима вчера жестко и безоговорочно потребовал президент Путин на совещании по этому поводу в Кремле с министрами и членами госкомиссии. Если порядок в пострадавших районах Якутии не будет наведен в срок, пообещал он, то никакие оправдания ответственных за восстановление региона чинов приниматься не будут... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика