N°133
27 июля 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
  ПОИСК  
  • //  27.07.2001
Мистер Гаррет закаляет сталь
В «металлической» серии fantasy Глена Кука виден финал

версия для печати
Можете ли вы представить ситуацию, когда борцы за права человека выглядят невероятными мерзавцами: ходят в коричневой униформе, строятся под черными знаменами, а вдобавок еще занимаются мелким и крупным рэкетом -- шатаются по городу и требуют у состоятельных людей солидной дани? Именно с такого захода начинается новый роман американского фантаста Глена Кука «Жар сумрачной стали», опубликованный в серии «Век Дракона» (копродукция санкт-петербургского издательства Terra Fantastica и московской фирмы «АСТ»). Прежде чем обвинять Кука в обскурантизме и клевете на правозащитников вообще, уточним одно важное обстоятельство. В мире, им описанном, помимо людей существует еще много нелюдей, а потому борьба за права только homo sapiens оказывается чистейшей воды расизмом и способна, нарушив хрупкое равновесие множества разумных рас, отправить весь этот мир в тартарары. В пятисотстраничную сюжетную круговерть вовлечено помимо гуманоидов еще множество самых разных существ диковинного вида и с удивительно разными темпераментами -- от взрывного до меланхолического.

Имя Глена Кука хорошо известно отечественным любителям фантастики примерно с начала девяностых; что же касается читателей американских, то они познакомились с этим автором гораздо раньше, когда по-английски были изданы «Звездный рубеж», «Теневая линия», «Ловцы звезд», «Рейд», «Обрекающая», «Последний обряд», «Колдун», «Дракон не спит никогда» (сочинения по преимуществу в жанре «космической оперы»), а также пенталогия «Летопись Черной Гвардии» и ряд других произведений в жанре «героической фэнтези». Цикл «Приключения Гаррета», с последнего из романов которого мы и начали сегодняшний разговор, находится несколько в стороне от основной линии творчества фантаста, замкнут в самом себе и, очевидно, практически завершен. Однако именно «Приключения Гаррета» (как ни оценивай отдельные, более или менее удачные его части) -- самый весомый вклад писателя в копилку мировой фантастической литературы. Перед нами синтез детектива и фэнтези, тот редкий случай, когда разнонаправленные векторы двух жанров почти не противоречат один другому, а, напротив, взаимно обогащают друг друга. Гаррет -- частный сыщик, причем наилучший во всей округе. Подобно персонажу из популярного фильма Роберта Земекиса «Кто подставил Кролика Роджера?» (имевшему дело не только с людьми, но и с весьма причудливого вида гражданами), центральный герой Кука занимается частным сыском в странном городе Танфере -- городе, где помимо людей обитают гоблины, тролли, драконы, гномы и прочие сверхъестественные существа.

В мире, придуманном Куком, не может быть никакого огнестрельного оружия (да и арбалеты строго запрещены законом), поэтому частному детективу приходится уповать лишь на свою физическую силу, свою дубинку и еще на магию (если удастся разжиться флакончиком с какой-нибудь чудо-жидкостью). Кроме того, нашему герою помогает Покойник -- не какая-нибудь бесплотная тень отца Гамлета, а самый настоящий мертвый логхир. Этот живой труп состоит при Гаррете в роли стаутовского Ниро Вульфа, оставляя тому участь Арчи Гудвина. Человеку с попугаем на плече (своеобразной «передающей телекамерой» для мозга логхира) надлежит мотаться по городу, попадать в передряги и собирать факты, а Покойник готов помогать с выводами. Под конец каждого романа мерзавцам воздается по заслугам, сыщик-человек получает гонорар, а логхир опять погружается в спячку.

Прежние приключения Гаррета фантаст уже запечатлел в романах «Золотые кольца с червоточинкой», «Холодные медные слезы», «Седая оловянная печаль», «Ночи кровавого железа», «Смертельная ртутная ложь» и др. (названия металлов в заголовках -- фирменный знак автора). Названия романов цикла навевают в памяти одну из баек Швейка -- про полковника Флидлера и вольноопределяющегося Железного, чью фамилию полковник-склеротик не мог вспомнить и называл Железного то Медным, то Свинцовым, то Оловянным, пока совсем не одурел. Не исключено, что к подобному затмению в мозгах автор готовил и читателей названной серии, поскольку переводимые на русский язык тома этого девятикнижия отличаются прежде всего названиями металлов. В остальном же романы выстроены достаточно однотипно, что для цикла (если он не превышает десяти романов) хорошо -- всегда есть прочный сюжетный стержень и плюс к нему некий сюжетный люфт. Тут важно придумать для каждого романа хоть какую-нибудь изюминку.

Что ж, изюма в романах Кука -- как в филипповской булочке, ибо фантазии автору не занимать. К примеру, в книге «Зловещие латунные тени», как и в предыдущих, перед Гарретом возникала трудноразрешимая задача: он должен был отыскать (и обезвредить) зловещую Книгу Призраков. В этом мире колдовской том с заклинаниями пострашнее ядерной бомбы, поскольку дает любому мерзавцу, умеющему читать, неограниченную власть над людьми и нелюдьми. Понятно, что за обладание Книгой боролись разные силы (таинственные карлики, колдуны, предводитель танферской организованной преступности и др.). Однако в конце концов сыщик Гаррет доказывал свою высокую квалификацию. В романе про ртуть Кук не очень отклонялся от своего стандарта, а вот свинцовая история оказывалась любопытнее: впервые клиентами Гаррета становились не просто сверхъестественные создания, но настоящие (правда, захудалые) божки из одного периферийного пантеона, и сражались те за территорию своего храма, едва не приватизированного конкурентами.

«Жар сумрачной стали», быть может, не лучший из романов цикла: он водянист, насыщен необязательными эпизодами и часто дублирует прежние находки автора. Персонажи практически неизменны, их типажи застыли, и это, пожалуй, начинает уже несколько раздражать. Чтобы читатель окончательно не впал в уныние, Кук оживляет сюжет кунштюками из «Фантомаса» (или «Невыполнимой миссии» -- кому какое сравнение по душе). По Танферу начинают бегать оборотни, которым по плечу превратиться в любого из персонажей и которые, ведомые вполне человеческой корыстью, начинают вести собственную игру. В результате терпят крах планы и экстремистов-людей, и заговорщиков-нелюдей, а Гаррет остается в живых. Впрочем, множить приключения своего героя, утомляя публику, автор, похоже, не собирается. Судя по тому, что Кук завершил здесь большинство сюжетных линий, роман этот -- последний в цикле. При наличии редкоземельных металлов и радиоактивных изотопов сериал мог бы тянуться почти до бесконечности. Но фантаст понял вовремя: если металла (даже золота) становится слишком много, ценность его падает.
Роман АРБИТМАН, Саратов

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  27.07.2001
В «Пушкинском» состоялась премьера «Очень страшного кино--2»
Если вы тинейджер, пришедший на «Очень страшное кино--2» с компанией одноклассников и ящиком пива, удовольствие от просмотра вам практически гарантировано. Если же вы человек, обремененный хорошим воспитанием, высшим образованием и интеллигентными друзьями, то вам почти наверняка попытаются испортить впечатление от чудной комедии Кинена Айвори Уэйенса. Вам скажут, что сиквел (продолжение) всегда бывает хуже оригинала. Спокойно соглашайтесь, но заметьте, что успех киносериалов зависит от того, сумели ли персонажи первой серии образовать своего рода семью, за приключениями которой можно следить бесконечно. В случае с «Очень страшным кино» это несомненно так... >>
  • //  27.07.2001
В «металлической» серии fantasy Глена Кука виден финал
Можете ли вы представить ситуацию, когда борцы за права человека выглядят невероятными мерзавцами: ходят в коричневой униформе, строятся под черными знаменами, а вдобавок еще занимаются мелким и крупным рэкетом -- шатаются по городу и требуют у состоятельных людей солидной дани? Именно с такого захода начинается новый роман американского фантаста Глена Кука «Жар сумрачной стали», опубликованный в серии «Век Дракона». >>
  • //  27.07.2001
Вышла в свет книга Деклана Доннеллана «Актер и мишень»
Каждый человек, хоть раз в жизни выходивший на сцену (пусть даже в любительском спектакле), знает, что такое зажим. Знаменитый английский режиссер Деклан Доннеллан посвятил проблеме преодоления этого малоприятного состояния целую книгу, выпущенную при содействии Чеховского фестиваля «Издательским домом МГТС» (притом что в самой Англии книга еще не вышла). Прочитав ее, начинаешь понимать, из какого «сора» растет актерская игра. Точнее, что только из «сора» она и растет... >>
  • //  27.07.2001
На экраны США выходит главный блокбастер сезона «Планета обезьян»
Сегодня в американский прокат выходит «Планета обезьян» -- фильм, который обещает стать самым важным событием голливудского лета-2001. После него взрывы бомб в «Перл-Харборе» наверняка покажутся треском бракованных хлопушек, а динозавры из третьей серии «Парка Юрского периода» -- безобидными ящерками, прозябающими в юннатском террариуме. Нетрудно также уже сейчас практически со стопроцентной уверенностью предположить, кому по итогам года достанутся «Оскары» как минимум за работу художника, костюмы и грим. И все потому, что за повторную экранизацию классического романа Пьера Буле взялся не кто иной, как Тим Бартон. >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика