N°124
16 июля 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
  ПОИСК  
  • //  16.07.2001
Александр Браверман: У нас подход прагматичный
версия для печати
Сегодня Минимущества объявит дату первого из трех аукционов по продаже акций «Росгосстраха», на котором будет выставлено 9% акций. Первый заместитель министра имущественных отношений Александр Браверман считает проект прецедентным. В интервью обозревателям газеты «Время новостей» Екатерине КАЦ и агентства АК&М Андрею РЕУТУ г-н БРАВЕРМАН рассказал о том, какие крупные продажи планирует министерство и как будет использован опыт, накопленный при приватизации «Росгосстраха».

-- В чем, на ваш взгляд, уникальность проекта?

-- «Росгосстрах» -- действительно прецедентный проект. Трехэтапная схема продажи пакета из 50% минус одна акция (9%, 16% плюс одна акция -- последовательно на аукционах и в конце -- 25% минус две акции на специализированном аукционе) позволяет продлить конкурсность до последнего дня. Схема была выработана в период предприватизационной подготовки. Поскольку акции «Росгосстраха» не продаются на рынке, для оценки спроса необходимо было провести экспертизу. Задача министерства состояла в том, чтобы оценить целесообразность продажи, и затем выбрать оптимальную схему приватизации с учетом анализа конъюнктуры рынка, структуры акционерного капитала компании, отраслевых и даже макроэкономических последствий.

Мы рассчитываем, что цена продажи с коэффициентом примерно 1,07--1,08 перекроет оценочную стоимость продаваемого пакета «Росгосстраха». Но государство может получить существенно больше, если схема сработает: первый пакет купит инвестор А, второй -- инвестор Б, и конкуренция между ними на этапе спецаукциона сохранится.

-- Будет ли министерство и в дальнейшем разрабатывать индивидуальные схемы продаж ?

-- По крупным проектам -- обязательно. И предпродажную, и предприватизационную подготовку мы будем проводить практически в каждом случае. По проектам меньшего масштаба нам это не по финансам, да и нет такой необходимости. Там, где акции продаваемого предприятия котируются, достаточно просто рассчитать сумму, по которой целесообразно выставлять пакет на торги. А вот что мы точно будем делать каждый раз -- это анализировать структуру акционеров. Такой подход будет применен при реализации одного из ближайших проектов -- уже принято решение о продаже 85,36% акций НОРСИ-ойл. Есть оптимальная схема, которая гарантирует, что конкурсность продлится до конца.

-- Сколько предприятий вы собираетесь приватизировать в будущем году?

-- Порядка 400--600 объектов. При продаже небольших пакетов мы не будем выстраивать сложных схем. Если есть простой проект, работаем по стандартной схеме. Передали в фонд (РФФИ. -- Ред.), фонд провел оценку, выставил и продал. Основные способы продаж -- аукцион и спецаукцион. Во всех случаях -- и простых, и сложных -- мы стараемся все продажи сделать максимально прозрачными. На нынешнем этапе приватизации (которая находится под пристальным вниманием общества) не должно быть даже повода для обвинений в непрозрачности и непонятности. Именно поэтому по новому закону о приватизации, который уже прошел первое чтение в Госдуме, аукцион и спецаукцион останутся основными схемами. В дальнейшем может быть достаточно широко использован такой способ приватизации, как выпуск производных ценных бумаг. У нас будет уже накоплен опыт за счет подготовки к размещению АДР на акции ЛУКОЙЛа.

-- Оно все-таки состоится в этом году?

-- Состоится. Я только «в общем» могу комментировать сделку, поскольку разглашение подробностей ограничено международными юридическими нормами. Мы идем по графику, мы -- это рабочая группа в составе представителей РФФИ, Минимущества, Morgan Stanley, ЛУКОЙЛа, а также российского консультанта «Линия права».

-- Сколько крупных объектов будут выставлены на продажу в следующем году?

-- Мы рассматриваем восемь предприятий. Комбинации из них могут быть разные, в зависимости от бюджетного задания. Из проекта задания ясно, что оно будет не ниже, чем в этом году. Ориентировочно 18 млрд, но возможно и незначительное увеличение.

-- «Роснефть» планируете продавать?

-- Не планируем. Ни в этом, ни в следующем году. Компания управляется хорошо. И пока острая нужда во внешних инвестициях не появится, продавать ее нет смысла.

-- А «Аэрофлот»?

-- А зачем? У государства контрольный пакет национального перевозчика. Планы государства в отношении компании стыкуются с планами других акционеров. На предстоящем собрании акционеров мы планируем провести в совет директоров 5--6 государственных представителей. Уверен, что это удастся. Куда торопиться?

-- Приватизация в текущем году существенно затруднена статьей 100 закона о бюджете, которая требует согласовывать крупные продажи с парламентом. Не помешает ли это приватизации в будущем году?

-- Я не думаю, что подобные ограничения сохранятся. С принятием закона о приватизации причины, по которым была принята статья 100, будут устранены. Вряд ли депутаты будут настаивать на ограничениях.

Тем более что в новом варианте закона о приватизации предложена «трехшаговая» схема принятия решений по собственности. Решение о приватизации «нестратегических» объектов принимает правительство. Стратегических -- президент. И решения по РАО «ЕЭС России», «Газпрому» и МПС принимают депутаты.

К тому же раз первое чтение позади, концептуальные изменения в законе уже невозможны. Но хорошо известно, что бывает критическая масса поправок во втором чтении. Когда их вместе складываешь, обнаруживается, что закон изменился до неузнаваемости. Есть несколько концептуальных положений в этом законе, которые мы менять не дадим. Это механизм принятия решения о продаже. Включение в стоимость объектов земельных участков и интеллектуальной собственности. Способы приватизации -- мы готовы рассмотреть новые, если их еще возможно добавить. Единственное условие Минимущества -- они должны быть конкурсными.

Кроме того, должен быть абсолютно понятный механизм формирования цены. Для определения «нормативной» цены в ходе предприватизационной подготовки будет отработана методика расчетов стоимости, максимально приближенная к рыночной. Методика будет упрощенной, потому что мы не в состоянии осуществлять весь объем работ профессионального оценщика. Оценщик, привлеченный РФФИ, подтвердит или не подтвердит наши расчеты. Нужно добиться, чтобы разночтения эти исчислялись процентами, а не радикально.

Наша «нормативная» цена будет планкой, ниже которой мы считаем отчуждение нецелесообразным. Если оценщик посчитает, что надо выставлять пакет дешевле, будем думать, стоит ли продавать. Эти принципиальные позиции в законе мы не сдадим.

-- Будете ли вы настаивать на приватизации памятников культуры?

-- Это непопулярно, но скажу. Сейчас как происходит: денег на реставрацию нет, памятник разваливается, а нам говорят -- продавать нельзя. Если объект не является памятником федерального значения, не финансируется из бюджета и продолжает разрушаться и погибать, мы будем настаивать на его приватизации. Но с обязательным условием, что будет выдано охранное свидетельство -- документ, который прописывает: здание может использоваться только в соответствии с его первоначальным назначением.

-- Вы говорите: концепцию закона о приватизации ломать не будем. Но коммунисты и аграрии голосовали против его принятия. А СПС и «Яблоко» договорились, что во втором чтении поддержат закон, только если вы согласитесь с их поправками. Например, что приватизация возможна по заявке «снизу», а не только по перечню, утвержденному правительством.

-- Если прописать в законе заявку снизу, Минимущества останется только штамповать разрешения на приватизацию. У нас подход прагматичный: появилась заявка -- мы готовы рассмотреть целесообразность приватизации, имея возможность спланировать ее. К тому же, от кого бы ни исходила инициатива приватизации -- от Минимущества, от физического лица, от юридического лица, есть форма обоснования, направляемая в правительство. В ней прописывается структура акционерного капитала с наличием или отсутствием эмиссии, анализ "дебиторки" и "кредиторки".

Допустим, из анализа структуры акционеров предприятия выявляется, что есть две финансовые группы, у которых примерно одинаковые пакеты. А у государства нет блокирующего пакета, то есть акциями управлять сложно. Логично продать госпакет, чтобы получить максимум денег в бюджет. Или другое основание для приватизации. Предприятие радикально нуждается в инвестициях, рост объема производства тормозится их отсутствием. Это надо все просчитать в каждом конкретном случае. Постараемся убедить в этом депутатов.

-- Правые утверждают, что новый закон о приватизации не дает Минимущества рычагов, которые вытолкнут государственные унитарные предприятия (ГУП) в рынок. Зачем руководителю ГУП принимать решение об акционировании, если он почти бесконтрольно управляет финансовыми потоками государства?

-- То, что интересы руководителей ГУП в значительной части случаев расходятся с интересами государства, -- очевидно. Но если правительство примет решение о преобразовании, им придется приватизироваться. Пока приватизация ГУП как массовая кампания не планируется. В каждом отдельном случае нужно изучить, что там за производство. Если это производство ядовитых веществ, оружия, и оно является профильным видом деятельности предприятия, то надо ГУП преобразовать в казенное предприятие.

Кстати, о заявках. Представим, что такой ГУП подал заявку на приватизацию. И Минимущества, как предлагают правые, отказать ему не может. Оно по закону обязано лишь выбрать оптимальный способ приватизации... Надо, чтобы руководители ГУП сами дозрели до приватизации. Для этого достаточно спускать им лимит по заработной плате «сверху». Перебрал лимит -- объясняйся в министерстве. Планирование прибыли тоже «спускать». То есть начать формировать в ГУП реальный бюджет. И посмотреть, кто из директоров запросится в приватизацию, а кто -- в казенное предприятие.
Беседовали Екатерина КАЦ, Андрей РЕУТ (AK&M)

  ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА  
  • //  16.07.2001
Пенсионная система будет модифицирована
Дума узаконила концепцию президентской пенсионной реформы, одобрив под занавес весенней сессии в первом чтении три президентских законопроекта. Осенью думцам предстоит не только доработать эти законы, но и одобрить еще три, чтобы реформа российской пенсионной системы стартовала с 1 января будущего года. Депутаты, конечно, вольны вносить в проекты любые поправки -- но как бы они ни правили законы, суть реформы или, как выразился глава Пенсионного фонда Михаил Зурабов «модификации пенсионной системы», не изменится. >>
  • //  16.07.2001
Следственные группы в Ассиновской и Серноводске не нашли ничего особенного
Предварительные итоги расследования зачисток в Ассиновской и Серноводске огласит сегодня полпред президента в Южном округе Виктор Казанцев. Он сам обещал обнародовать результаты в минувшее воскресенье, но потом было решено немного повременить: во взглядах на происшедшее наметились явные расхождения... >>
  • //  16.07.2001
Президент Всемирного банка Джеймс Вулфенсон завершил свой самый длительный визит в Россию. Начав неделю назад с международной конференции ВБ по вопросам правосудия и законности в Петербурге, г-н Вулфенсон затем встретился в Москве с Владимиром Путиным, провел по два дня в Норильске и Красноярске в обществе вице-премьера Виктора Христенко и губернаторов Александра Хлопонина и Александра Лебедя и, наконец, снова в Москве встретился с Михаилом Касьяновым и Виктором Геращенко. Говоря о результатах визита, г-н Вулфенсон выглядел очень усталым. И, судя по всему, усталость от поездок в каком-то смысле сочеталась в нем с усталостью от России... >>
  • //  16.07.2001
Дума работала очень быстро
Земельный кодекс все-таки прошел второе чтение в Думе в последний день ее весенней сессии. Правда, не исключено, что осенью думцы, прежде чем принять кодекс в целом, вновь займутся его вторым чтением. И не потому, что левые собираются оспаривать в Конституционном суде правомерность рассмотрения кодекса Думой. Скорость, с которой работали думцы 12 часов в свой последний день, скорее всего отразится на качестве законопроекта, и правительство, обнаружив огрехи, попросит думцев их выправить... >>
  • //  16.07.2001
В минувший уикенд доклады о ситуации в зоне карабахского конфликта были одновременно предоставлены руководству России, США и Франции. Итогом работы представителей этих трех стран, выступающих в роли сопредседателей так называемой Минской группы (МГ) ОБСЕ, стало согласованное заявление о том, что МГ удалось добиться от руководства Армении и Азербайджана согласия на то, что стороны будут продолжать соблюдение соглашения о прекращении огня, действующего с мая 1994-го. Ситуацию в конфликтном регионе, похоже, удалось несколько стабилизировать. Ведь последние пару месяцев Карабах буквально балансировал на грани возобновления масштабных военных действий. >>
  • //  16.07.2001
Московская городская дума избрала своего представителя в Совет Федерации. Им стал один из старейших членов Мосгордумы, глава думской комиссии по организации власти и развитию местного самоуправления Владимир Плотников. Он сменит главу московской гордумы, вице-спикера СФ Владимира Платонова, который по новому порядку формирования СФ работать в сенате больше не может. >>
  • //  16.07.2001
Гордума приняла московский устав
У столицы наконец-то появился новый устав, который существенно меняет особую систему управления столицей, старательно создававшуюся московским мэром Юрием Лужковым. В пятницу на внеочередном заседании депутаты Московской городской думы приняли «в целом» новую редакцию столичного устава. Документ отправлен на подпись московскому мэру и после официального опубликования вступит в законную силу... >>
  • //  16.07.2001
Норма продажи валютной выручки снижена на треть
Экспортеры ликуют, Центробанк негодует: перед уходом на каникулы Дума снизила с 75% до 50% норматив обязательной продажи валютной выручки. Либерализацию валютных отношений, за которую с начала этого года агитирует лично президент Владимир Путин, депутаты, однако, поддержали не слишком дружно, отдав за закон всего 240 голосов. Зато соответствующие поправки в закон о валютном регулировании приняты сразу в целом, и ЦБ уже вряд ли удастся что-то изменить... >>
  • //  16.07.2001
В Хабаровске закончился громкий судебный процесс по делу последователей сайентологического учения Рона Хаббарда. Прокуратура края обвиняет бывшего руководителя центра «Дианетика» Ольгу Ухову в преступлениях сразу по нескольким статьям -- «незаконная предпринимательская деятельность», «отмывание денег» и «уклонение от уплаты налогов». Кроме того, Уховой инкриминировалось ведение педагогической и медицинской деятельности без соответствующих разрешений и лицензий... >>
  • //  16.07.2001
Высокопоставленный сотрудник ГУВД Москвы стал жертвой неизвестных преступников в конце прошлой недели. В пятницу ночью в милицию из 1-й градской больницы поступило сообщение, что машина «скорой помощи» привезла Виктора Бондаренко, заместителя начальника отдела Следственного управления ГУВД столицы... >>
  • //  16.07.2001
Крупнейшую партию наркотиков изъяли в субботу утром российские пограничники на Московском участке таджикско-афганской границы. >>
  • //  16.07.2001
Чиновники верят в скорое вступление России в ВТО
Россия не собирается пересматривать сроки своего вступления во Всемирную торговую организацию. В минувшую субботу на совместном заседании правительственных комиссий -- по вступлению в ВТО и по защитным мерам во внешней торговле -- принято решение продолжать переговорный процесс в уже набранном темпе, чтобы вступить в организацию в 2002--2003 гг. >>
  • //  16.07.2001
Сегодня Минимущества объявит дату первого из трех аукционов по продаже акций «Росгосстраха», на котором будет выставлено 9% акций. Первый заместитель министра имущественных отношений Александр Браверман считает проект прецедентным. В интервью обозревателям газеты «Время новостей» Екатерине КАЦ и агентства АК&М Андрею РЕУТУ г-н БРАВЕРМАН рассказал о том, какие крупные продажи планирует министерство и как будет использован опыт, накопленный при приватизации «Росгосстраха». >>
  • //  16.07.2001
Регулирование тарифов вызвало межведомственную склоку
Минэкономразвития (МЭРТ) во вторник представит в правительство предложения по созданию единого тарифного органа, регулирующего деятельность естественных монополий. Предполагалось, что подготовленная МЭРТ концепция новой тарифной структуры должна обобщить рекомендации трех ведомств -- самого Минэкономразвития, Министерства по антимонопольной политике (МАП) и Федеральной энергетической комиссии (ФЭК). Но, как дипломатично выразился замглавы МЭРТ Андрей Шаронов, «вероятно, предложения будут с разногласиями»... >>
  • //  16.07.2001
Ил-76 пролетел всего 500 метров
Вторая за последние две недели крупная авиакатастрофа случилась в прошедшие выходные. В субботу утром на подмосковном аэродроме Чкаловский при взлете разбился транспортный самолет Ил-76, принадлежавший авиакомпании «Русь», все 10 человек, находившиеся на борту лайнера, погибли. По первым оценкам, эксперты полагают, что и на этот раз, как в случае с пассажирским Ту-154, погибшим 3 июля под Иркутском, не обошлось без «человеческого фактора». Правда, пока под подозрением в первую очередь оказались не пилоты, а наземные службы... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика