N°118
06 июля 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
  ПОИСК  
  • //  06.07.2001
Изобретатель велосипедов
Завтра исполняется 100 лет со дня рождения Витторио де Сики

версия для печати
Чтобы войти в историю кино, итальянцу Витторио де Сике хватило бы его актерских работ. Уже в конце 20-х он был ведущим героем-любовником итальянских театров, успел сняться в десятках непритязательных комедий. В его послужном списке актера -- около двухсот ролей, среди них -- работы в «Мадам де...» Макса Офюльса, «Прощай, оружие» Чарльза Видора (номинация на «Оскара» за лучшую мужскую роль второго плана) и даже эпизодическое появление в «Дракуле Энди Уорхола». Но последняя его роль возвращает нас к его настоящему призванию -- режиссерскому. В горько-сладкой комедии Этторе Сколы «Мы так любили друг друга» (1974) в год своей смерти он сыграл самого себя -- режиссера, подарившего послевоенной Италии надежду на братство и понимание, надежду, которая в жизни вскоре поблекла, но впечаталась в пленку лучших его картин -- «Похитителей велосипедов», «Шуши», «Умберто Д».

Поэтика неореализма, направления, намертво связанного в истории кино с именем де Сики, была замешана на этике. Честность, искренность, открытость, правда, ненависть к фальши -- таким в 40-х годах было эстетическое кредо де Сики, Дзаваттини (его постоянного соавтора-сценариста), Висконти, Росселини и многих других. Отсюда -- жесткое черно-белое изображение, ассоциирующееся с военной кинохроникой, а значит -- с правдой о позоре и боли недавней войны. Отсюда -- доверие к солнечному свету, реальным интерьерам, улочкам и площадям, непрофессиональным актерам. Это выглядело настолько простым и естественным, что даже удивительно, почему раньше до этого никто не додумался.

И еще одна трогательная деталь -- внимание к детям. Не случайно первый великий фильм де Сики, который претендует и на статус первого неореалистического фильма, назывался «Дети смотрят на нас» (1943). Развороченный войной мир нуждался в точке опоры, и такой опорой для де Сики стал взгляд ребенка, интуитивно отличающий правду от лжи. Было ли это наивно? Разумеется. Об этом, собственно, и снял свой фильм «Мы так любили друг друга» Этторе Скола. Двумя годами позже, в 1976-м, Скола сделает блистательную пародию на неореалистические штампы «Некрасивые, грязные, злые», в котором герои неореализма -- дети и бедняки -- предстают не носителями добра, а просто необразованными и неопрятными ублюдками.

В том, что неореализм не справился с заданным уровнем правды, во многом виноват и сам де Сика -- после великих фильмов 40--50-х он отдал дань так называемому «розовому неореализму» -- сладенькому гибриду мелодрамы с комедией. Неореализм стал жертвой парадокса, точно подмеченного Юрием Лотманом: чем более демократичен кинематограф по своим интенциям, тем более элитарной оказывается его форма. Отойдя от шока войны, итальянцы, как и зрители всего остального мира, уже не хотели смотреть кино «как в жизни». «Умберто Д» (1951) -- трогательный фильм о старости, любви и неизбежности смерти, который де Сика считал своим лучшим творением, -- катастрофически провалился в прокате...

Сейчас почти нет людей, которые на вопрос о любимом режиссере назвали бы имя де Сики. Но неореализм, как бы его сейчас ни называли, снова стал одним из ведущих направлений мирового кино. Отголоски его очевидны и в иранском кино, и в фильмах Китая («Пекинский велосипед» Сяошуая Вана, удостоенный Гран-при жюри на последнем Берлинском фестивале, и вовсе является прямым римейком «Похитителей велосипедов»), и в европейской «новой искренности». Эти фильмы все так же побеждают на фестивалях, к ним все так же равнодушна широкая публика. Но, как говорил блаженный Августин, стремление к правде в человеке неистребимо: даже лжецы мечтают о том, чтобы их выдумки стали реальностью.
Алексей МЕДВЕДЕВ

  КУЛЬТУРА  
  • //  06.07.2001
Опубликованы два новых романа «фандоринского» проекта
События, описанные в свежем диптихе Бориса Акунина, происходят одновременно. Достославный Эраст Фандорин отправляет к праотцам несколько бандитских авторитетов и парочку не менее преступных полицейских («Любовник смерти»), а также ликвидирует изобретателя декадентского клуба самоубийц («Любовница смерти»). Нашему аглицкому самураю (японскому джентльмену) приходится работать не привычные двадцать четыре, а целых сорок восемь часов в сутки. Время не ждет, ибо 23 сентября 1900 года Фандорин непременно должен отправиться в автопробег до Парижа, то есть, нанеся мощный (но бессмысленный) удар по российскому негодяйству и разгильдяйству, одолеть еще и бездорожье... >>
  • //  06.07.2001
Станет ли город парадов столицей карнавалов?
Программа уличных театров была, пожалуй, самой интригующей частью Театральной олимпиады. Неужто получится, как в Авиньоне? А может, как в Венеции? Или в Бразилии? Оказалось, что вся эта затея -- выплеснуть на улицы столицы площадную культуру мира -- гениальная провокация. Кто мы -- зрители-соучастники, соглядатаи? Чем эти представления отличаются от тех, что под крышей? И как вообще вписаться в эти действа, если слишком долго карнавализированной у нас была только идеологическая сфера жизни, а к хеппенингам, разрушающим официозный ландшафт города, привыкнуть еще не успели?.. >>
  • //  06.07.2001
Завтра исполняется 100 лет со дня рождения Витторио де Сики
Чтобы войти в историю кино, итальянцу Витторио де Сике хватило бы его актерских работ. Но последняя его роль возвращает нас к его настоящему призванию -- режиссерскому. В горько-сладкой комедии Этторе Сколы «Мы так любили друг друга» (1974) в год своей смерти он сыграл самого себя -- режиссера, подарившего послевоенной Италии надежду на братство и понимание, надежду, которая в жизни вскоре поблекла, но впечаталась в пленку лучших его картин -- «Похитителей велосипедов», «Шуши», «Умберто Д»... >>
  • //  06.07.2001
Обладатель «Золотого медведя» Берлина-2001 на экранах Москвы
«Интим» Патриса Шеро рекламировали не иначе как «самый шокирующий фильм года». Впрочем, скандальность его, как выяснилось, вполне традиционна и предсказуема и укладывается в нынешние европейские каноны, заданные еще Ларсом фон Триером и Катрин Брейя. Тем более безобидным и едва ли не пуританским кажется «Интим» после того, как на ММКФ привезли «Трахни меня» Виржини Депенте, -- на самом деле ошеломляющий по разнузданности фильм, наверное, самое радикальное кинопроизведение, когда-либо показанное в Москве на большом экране. После этого все разговоры о том, что Шеро вырвался-де за флажки, как-то сами собой поутихли, и «Интим» стали воспринимать куда более адекватно -- как просто хороший, серьезный, взрослый фильм. Пусть не «самое шокирующее», но уж точно одно из наиболее важных и значительных киновысказываний сезона. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика