N°115
03 июля 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
  ПОИСК  
  • //  03.07.2001
Отгуляли
Итоги XXIII Московского кинофестиваля

версия для печати
Завершился XXIII ММКФ, розданы призы, разъехались звезды, которых в этом году было непривычно много. Реакция зрителей и критики сдержанно-положительная: проблем по-прежнему много, но у главного российского кинособытия года по крайней мере появилась структура. Куда меньше стало замен фильмов, вовремя поспел каталог, а пресс-релизы хоть и были куцыми, но при желании из них можно было выудить кое-какую полезную информацию. Во всяком случае, есть ощущение, что на следующий год не придется начинать с чистого листа и заново обуздывать российский хаос. Как будет развиваться Московский кинофестиваль в ближайшее десятилетие? Кажется, направления этого развития определились именно в нынешнем году.

Конкурс

Организаторы фестиваля в этом никогда не признаются, но уже многие годы конкурсная программа ММКФ формировалась по остаточному принципу. Нам доставались в основном фильмы-неудачники, отвергнутые не только Канном, Венецией и Берлином, но и фестивалями второго ряда -- Локарно, Роттердамом, Сан-Себастьяном, Карловыми Варами. К счастью, в последние два года ситуация изменилась: оказалось, что, проявив чуточку упорства и честолюбия, можно раскопать картины, которые хоть и не являются безусловными шедеврами и выбиваются из формата трех крупнейших кинофорумов, тем не менее не кажутся вторичными и уверенно вписываются в общемировой культурный контекст. В результате фестивали, ранее без труда обходившие Москву в борьбе за свежие картины, теперь охотно приглашают московских конкурсантов к себе: норвежский «Детектор», например, уедет в Карловы Вары, а иранский фильм «Под кожей города» уже получил приглашение в Фессалоники и на целый ряд других международных кинофестивалей.

В нынешнем конкурсе, ровном и достаточно сильном, вызывает сомнение только одно обстоятельство. Стоило ли впихивать в 10 фестивальных дней 17 конкурсных картин, если нижний предел, записанный в правилах Международной ассоциации продюсеров, -- 12? Может быть, все-таки стоит пожертвовать количеством в пользу качества, тогда и интерес к конкурсу будет больше.

Панорама

Вопреки опасениям, перенос сроков проведения фестиваля с июля на июнь не помешал привезти в Москву главные хиты Каннского фестиваля, прошедшего в мае. Времени хватило: в Москву попала и «Комната сына» Нанни Моретти, и «Пианистка» Михаэля Хайнеке, и «Что ни день, то неприятности» Клер Дени. Во внеконкурсной программе было множество фильмов-событий («Совместная зона безопасности», «Интим», «Вместе» и другие), но все же панорама оказалась несколько размытой. Помимо авторских программ, составленных членами отборочной комиссии, фестивальные залы обслуживали и бесцветные «информационные показы». Несколько десятков безвестных фильмов, в основном маргинальных кинематографий, сыграли роль своего рода фестивального болота и частично испортили впечатление от настоящих находок. Будем надеяться, что на следующий год будет реализована уже заявленная в этом году идея: фильмы Панорамы должны входить в концептуально значимые и соответствующим образом разрекламированные авторские программы, а «самотека» быть не должно.

Рынок

Сколько ни говори о повышении престижа ММКФ, без рынка фестиваля не будет. Когда продюсеры почувствуют, что премьера на ММКФ поможет продвижению фильма на местном рынке, а местные дистрибьюторы будут готовы платить за права на прокат серьезные деньги (пока что права на прокат в Россию продаются в десятки раз дешевле, чем, скажем, во Францию или Японию), тогда проблемы ММКФ кончатся раз и навсегда. На сегодняшний день ситуация с рынком в России неблестящая, но время работает на нас. Сотни миллионов потенциальных зрителей рано или поздно придут в открывающиеся по всей стране отремонтированные и оснащенные современной аппаратурой кинотеатры.

Звезды

Ко всеобщему удивлению, выяснилось, что со звездами все у нас в порядке. Джек Николсон, Шон Пенн, Лара Флинн Бойл, Вуди Харрельсон, Тильда Суинтон, Сандрин Боннэр -- актеров такого уровня на ММКФ не видели уже давно. Традиционный набор российских удовольствий -- экскурсия на Красную площадь, водка с икрой и встреча с президентом России, -- оказывается, способен привлечь даже знаменитостей первого ряда. Организаторам не хватало разве что личных связей, контактов. Теперь они появились, и дело пойдет на лад.

Зрители

А вот со зрителями -- проблема, и не только московская. Даже в Канне приходилось бывать на просмотрах, где в зале сидело человек десять. Фестивали теряют привлекательность для публики -- это объективный общемировой процесс, связанный прежде всего с построением разветвленной сети проката, способной удовлетворить любые, в том числе и самые взыскательные вкусы. Какой смысл ходить на фестиваль, когда в регулярном прокате можно найти если не все, то очень многое?

Выход из создавшегося положения только один: ММКФ надо быть чуть-чуть скромнее, отказаться от некоторых фестивальных кинотеатров, стать компактнее. Уже сейчас понятно, что без адресной рекламы падения посещаемости не избежать. Недостаточно гонять заставку фестиваля по ОРТ -- те времена, когда люди ночами стояли за абонементами ММКФ, ушли в прошлое безвозвратно. Нужны специальные программы -- для студентов, киноманов, пенсионеров, любителей жанрового кино, высоколобых интеллектуалов. Мало пригласить в Москву пару сотен картин -- надо сделать так, чтобы их увидели именно те, в расчете на чей вкус они были созданы.
Арина ИНОЗЕМЦЕВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  03.07.2001
Итоги XXIII Московского кинофестиваля
Завершился XXIII ММКФ, розданы призы, разъехались звезды, которых в этом году было непривычно много. Реакция зрителей и критики сдержанно-положительная: проблем по-прежнему много, но у главного российского кинособытия года по крайней мере появилась структура. Куда меньше стало замен фильмов, вовремя поспел каталог, а пресс-релизы хоть и были куцыми, но при желании из них можно было выудить кое-какую полезную информацию. Во всяком случае, есть ощущение, что на следующий год не придется начинать с чистого листа и заново обуздывать российский хаос. Как будет развиваться Московский кинофестиваль в ближайшее десятилетие? Кажется, направления этого развития определились именно в нынешнем году... >>
  • //  03.07.2001
«Дружба народов», «Звезда», «Знамя»... >>
  • //  03.07.2001
Фильм Кристофера Нолана «Помни...» на экранах Москвы
Фильм Кристофера Нолана «Помни...» «начинается с конца и заканчивается с начала»: в первых же кадрах зрителю становится известна развязка детективной истории. Главный герой, человек по имени Леонард (Гай Пирс), убивает в гараже человека по имени Тэдди (Джо Пантолиано). Все остальное время кинопленку как будто откручивают назад, эпизод за эпизодом. Поначалу это можно принять за искусный формалистический трюк, но потом понимаешь, что по-другому такую историю рассказывать попросту невозможно... >>
  • //  03.07.2001
Чайковский на сценах Мюнхена и Гамбурга
У сценических произведений Чайковского в Германии, как и во всем мире, судьба сложилась странно -- если его балеты давно и прочно вошли в актив немецких театров, то к операм, из-за страха перед русским языком, стали подступаться только в последние годы. Причин такого внезапного интереса несколько -- это и репертуарный голод театралов, и глобальная пропаганда русской оперы, учиненная Валерием Гергиевым (который, кстати, уже несколько лет как обосновался на одном из крупнейших оперных фестивалей Германии, в Баден-Бадене). Естественно, взоры режиссеров обратились прежде всего к «Пиковой даме», самой значительной опере Чайковского... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика