N°196
28 декабря 2000
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  ПОИСК  
  • //  28.12.2000
Демпинг - главное оружие табачного рынка
Продавцы делят рынок, в выигрыше остается покупатель

версия для печати
На российском рынке табака по-прежнему лидируют западные компании, однако отечественная марка «Прима» остается беспрецедентно популярной. Свидетельствующие об этом цифры (см. таблицу) привел на вчерашней пресс-конференции управляющий директор Philip Morris Марк Дюрст. При этом рынок сильно монополизирован -- на долю шести ведущих компаний приходится около 76% продаж. Правда, предугадывая упреки в монополизме в адрес самой Philip Morris, г-н Дюрст заметил, что 17% рынка -- это еще не монополизм, даже если иметь в виду, что за последний год объемы продаж корпорации в России увеличились на 25% (с 480 млн до 600 млн долл., или до 44 млрд сигарет).

Опровергаемые г-ном Дюрстом упреки в монополизации могут быть связаны с появлением нового продукта Philip Morris -- недорогого брэнда «Оптима». Выпустив его на суд потребителя, корпорация изменила своему имиджу производителя исключительно дорогой продукции (из шести представленных в России марок стоимостью выше 12 руб. за пачку Philip Morris принадлежат четыре). Поэтому «Оптима» -- это замах на традиционно чужой рынок, на «большой, растущий сегмент, который пополняется благодаря уменьшению доли сигарет без фильтра и папирос».

Реакция конкурентов была соответствующей. «Некоторые сказали оптовикам: если вы будете покупать «Оптиму», то мы разорвем свои контракты с вами», -- вспоминает г-н Дюрст. Сейчас практически все оптовики и вся розница торгуют «Оптимой». За год корпорация реализовала около 300 млн штук, правда, некоторая часть еще не попала к потребителю, а осталась у дистрибьюторов в качестве запасов. Как добились таких успехов и чем усмирили конкурентов-производителей, в Philip Morris не говорят. Оптовиков привлекали скидкой в 5--6%, которая была предложена им как награда за достижение определенного объема продаж.

По-видимому, появление «Оптимы» заставило специалистов думать, что Philip Morris собирается завоевать массовый сегмент рынка и дало толчок к разговорам о покупке «Донского табака» -- предприятия, входящего в пятерку крупнейших производителей (см. таблицу) и специализирующегося на демократичных марках: «Прима Дона», «Космос», «Наша марка» и др. Но г-н Дюрст эти сведения опровергает. «Мы не строим планов относительно дополнительных приобретений в России. В наши планы не входит покупка компаний. Конечно, если в мировом масштабе произойдут какие-то перемены... Но сейчас таких планов у нас нет, -- сказал Марк Дюрст, -- были обсуждения разных вопросов, но мы никогда не начинали переговоров о приобретении «Донского табака».

У любого производителя, желающего увеличить свои продажи, есть два варианта -- начать выпуск нового недорогого товара или снизить цены на уже существующий. «Мы не будем выдавливать региональных производителей с рынка низкими ценами. В 2000 году мы не понижали их, хотя искушение было, так как наши основные конкуренты значительно снизили цены на свои основные брэнды», -- говорит г-н Дюрст. Например, сигареты L&M «продают по цене, которая не укладывается у меня в голове». По его данным, если в июле 1998 года, т. е. перед самым кризисом, средняя цена пачки сигарет в России составляла 0,49 долл. (3 руб.), то к ноябрю 2000 года она снизилась до 0,35 долл. (9,8 руб.). Причиной этого стал, естественно, кризис и снижение покупательной способности населения, а также высокая конкуренция на рынке.

Некоторые производители жертвуют своей рентабельностью для того, чтобы испортить обедню конкуренту. Philip Morris, разумеется, не из их числа. Правда, в прошлом году компания снизила в России цены на свои сигареты Marlboro, но у нее были на это уважительные причины -- во-первых, население обеднело, а во-вторых, высокая цена на этот продукт давала слишком большие прибыли мошенникам, производившим его нелегально. Теперь в стране не осталось поддельного Marlboro, а тот факт, что эта марка больше не ввозится из-за границы, а производится на заводе компании под Санкт-Петербургом, на ее цену не влияет.

И если потребителю показалось, что компания снизила цены на свою продукцию, то он ошибся. «Мы не вовлечены в демпинг через московских оптовиков, -- говорит г-н Дюрст. -- Демпинг имел место, но мы в нем не участвовали. Правда, с середины ноября до середины декабря мы давали скидки на некоторые брэнды, но это было ответом на действия наших конкурентов, так как нам нужно было сохранить объемы продаж».

Г-н Дюрст заверил журналистов, что Philip Morris вообще-то не собирается начинать ценовую войну первым, но если это сделают конкуренты, то ответные действия не заставят себя ждать. В России рентабельность корпорации достигает 50%, сказал он, так что у нее есть возможности для маневра.

Структура продаж табачных изделий в России, %
Сигареты Ноябрь 1999 Ноябрь 2000
С фильтром 62 70
Без фильтра 32 26
Папиросы 6 4


Доли основных производителей на рынке России, %
Philip Morris 17
BAT 15
Japan Tobacco 15
Liggett 12
Донской табак 10
Балканская звезда 7


Доли ведущих марок на рынке России, %
Прима 25,2
Ява золотая 5,2
Беломорканал 4,4
Петр I 4,2
Ява 4,2
L&M 4
Bond Street 4
Балканская звезда 3,9
LD 3,6
Союз--Аполлон 2,8


Всего первые 10 марок заняли 61,5% рынка
Анастасия НАРЫШКИНА

  БИЗНЕС И ФИНАНСЫ  
  • //  28.12.2000
Первый заместитель председателя Банка России Татьяна ПАРАМОНОВА ответила на вопросы специального корреспондента газеты «Время новостей» Светланы ПЕТРОВОЙ. >>
  • //  28.12.2000
На вчерашнем совете директоров Кирово-Чепецкого химического комбината в должности и.о. гендиректора утвержден Валерий Передереев. С бывшим гендиректором Борисом Дрождиным контракт будет расторгнут. >>
  • //  28.12.2000
У мясоперерабатывающего комбината остались только ТЭЦ и стадион
На крупнейшем мясоперерабатывающем комбинате Северо-Западного региона - ОАО «Самсон» - введено внешнее управление сроком на 12 месяцев. Такое решение принял вчера арбитражный суд Петербурга и Ленинградской области. Управляющим назначен штатный сотрудник Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО) Андрей Гуляев. >>
  • //  28.12.2000
Тайные переговоры Nintendo о покупке Sega
Не успела в западных магазинах схлынуть рождественская покупательская лихорадка, как затрясло грандов рынка игровых приставок. Если подтвердится просочившаяся новость о готовящейся покупке компанией Nintendo своего главного конкурента - Sega - за 2 млрд долларов, произойдет один из крупнейших переделов этой части развлекательной индустрии. >>
  • //  28.12.2000
«Транснефть» копит деньги на трубу в Китай
Федеральная энергетическая комиссия приняла решение повысить с начала будущего года тарифы на прокачку нефти на нефтеперерабатывающие заводы России и стран Таможенного союза по системе магистральных нефтепроводов «Транснефти» в среднем на 32%. В результате нефтяным компаниям за прокачку тонны сырой нефти на расстояние в 100 км, к примеру по магистральным нефтепроводам Центральной Сибири, придется платить 2,73 рубля. >>
  • //  28.12.2000
В Ростове-на-Дону сдан в эксплуатацию первый на юге России крематорий. Крематорий имеет статус муниципального предприятия, и городские власти обещают, что кремация будет обходиться родственникам умершего не дороже обычных похорон. >>
  • //  28.12.2000
Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг наложила штраф на РАО "Норильский никель" за нарушение прав инвесторов. По официальной формулировке, «Норникель» оштрафован за неисполнение предписаний комиссии о предоставлении ФКЦБ документов, необходимых для анализа плана реструктуризации РАО. >>
  • //  28.12.2000
«Лисичанскнефтеоргсинтез» (ЛИНОС), входящий в структуру Тюменской НК, впервые на Украине начал промышленное производство высокооктанового бензина Аи-98. Поставки полуфабриката, по сообщению пресс-службы ЛИНОСа, сейчас осуществляются с Рязанского НПЗ, но уже через полгода планируется перейти на собственное сырье. >>
  • //  28.12.2000
  • //  28.12.2000
Мировые финансовые рынки вступают в полосу нестабильности
Главной интригой последних недель уходящего года стал неожиданно резкий рост европейской валюты. Естественно, аналитики задались вопросом: почему после двухлетнего падения евро восстанавливается? Понятно, почему эта валюта падала. Большинство экспертов сходится во мнении, что экономика Европейского Союза переживает далеко не лучшие времена. >>
  • //  28.12.2000
Вкладчикам СБС-Агро улучшили условия выплат, а Александра Смоленского вызвали на допрос
Сегодня АРКО начинает рассылку кредиторам СБС-Агро пакета документов, подготовленных к намеченному на 9 февраля собранию. Активизация деятельности АРКО по выявлению и возврату активов СБС улучшила отношение нерезидентов (на них приходится 40% объема требований) к мировому соглашению. Однако перспективы февральского собрания кредиторов заместитель гендиректора АРКО Валерий Мирошников оценивает как 50x50. >>
  • //  28.12.2000
Сибирский алюминиевый автобус
  • //  28.12.2000
Завершился первый этап масштабной реконструкции ростовской табачной фабрики «Донтабак». Как утверждает гендиректор предприятия Иван Саввиди, после завершения всех работ его предприятие станет самой современной табачной фабрикой России. «Донской табак» совместил реконструкцию с переездом предприятия за город. >>
  • //  28.12.2000
Продавцы делят рынок, в выигрыше остается покупатель
На российском рынке табака по-прежнему лидируют западные компании, однако отечественная марка «Прима» остается беспрецедентно популярной. Свидетельствующие об этом цифры привел на вчерашней пресс-конференции управляющий директор Philip Morris Марк Дюрст. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика