N°196
28 декабря 2000
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  ПОИСК  
  • //  28.12.2000
По закону или по совести
Чиновники и кинематографисты спорят о том, как решится судьба «Мосфильма»

версия для печати
Еще недавно кинематографисты грудью готовы были встать на защиту родного Госкино. Но протестные письма не помогли: министерство было разжаловано и подчинено Минкульту. И вот новые конфликты разгораются уже внутри кинематографической среды -- между бывшим Госкино (ныне служба кинематографии Министерства культуры РФ) и киноконцерном «Мосфильм». Руководитель службы Александр Голутва решительно встал на государственную точку зрения в двух вопросах: 100-процентное государственное акционирование «Мосфильма» по общей схеме и сохранение за государством прав на коллекции фильмов, за счет которых и кормятся все эти годы многие студии. Члены правления «Мосфильма» во главе с Кареном Шахназаровым настаивают на особом статусе «Мосфильма» и даже предлагают новую концепцию развития кинематографа в России. 19 декабря в Совете Федерации состоялся «круглый стол» на тему «Правовое регулирование в сфере кинематографии: проблемы и перспективы» (см. номер газеты «Время новостей» от 20 декабря). Согласия между участниками не прибавилось -- температура конфликта после «круглого стола» только поднялась. Стало известно, что уже прошел все согласования и, по-видимому, в середине января ляжет на стол президента указ об акционировании киностудий со 100-процентным государственным участием. Никаких исключений для «Мосфильма» не предусмотрено. Чем ближе срок подписания указа, тем резче выражают свое мнение заинтересованные стороны, изложившие свои точки зрения в интервью нашей газете.

«Мосфильм» играет вне правового поля

Истоки этой ситуации -- в советских временах: в 1990 году вышло постановление правительства о реформировании кинематографии, в результате которого «Мосфильм» стал самостоятельной структурой. С тех пор законодательство неоднократно менялось, мосфильмовцы в итоге дооформлялись до некоммерческой ассоциации. Суд отменил это решение и вернул студии статус государственного киноконцерна «Мосфильм». Но возник новый парадокс: сегодняшнее положение киноконцерна не соответствует действующему Гражданскому кодексу. Мы предложили им оформить документы государственного унитарного предприятия, но сделать это очень сложно. Дело в том, что «Мосфильм» состоит из ряда юридических лиц, а в статусе ГУПа эти лица не предусмотрены. Сейчас на «Мосфильме» руководители полулегитимны. И так как им не очень хочется переходить на легитимные формы существования, они развернули бурную общественную деятельность. Под лозунгом «Самая крупная, самая хорошо оснащенная, самая сейчас передовая студия», что соответствует действительности и честь им и хвала за это, они просят принять специальный федеральный закон о «Мосфильме». «Мосфильм» играет вне правового поля.

Их логика поведения такова: «Мосфильм» оставьте таким, как есть, а остальные студии акционируйте и продавайте. Откровенно скажу: мне это не нравится. Чтобы не выглядеть борцами только за свои интересы, они развивают бурную законотворческую деятельность, сочиняют концепцию развития кинематографии в стране. В ней есть правильные и общеизвестные вещи. Мы уже не раз обсуждали всякие модели, в том числе и «французскую». Но это не конфликтный вопрос: надо садиться и прописывать каждый раздел будущего закона о кино. Острота связана с коллекцией фильмов, снятых с 1950 по 1992 год. По действующему законодательству права на коллекции принадлежат киностудиям. И вот здесь-то и проявляется, кто государственники, а кто нет.

Карен Шахназаров утверждает, что, мол, в отличие от «Ленфильма» и студии Горького «Мосфильм» свою коллекцию не продал. Не очень этично так говорить о своих коллегах, да к тому же никто свои коллекции и не продавал. Они передали права на десять лет для показа, и не в прокате, не на видео, не для показа за рубежом, а только по российскому телевидению. А кинофонд не продается. Все исходные материалы хранятся в Госфильмофонде. Это государственная собственность, и приватизации она не подлежит.

Кроме того, у нас совершенно завис вопрос о правах на коллекцию в случае приватизации киностудий. Здесь мы вошли в клинч -- споры, разные мнения. Но сейчас уже преобладает государственная точка зрения: в случае приватизации права на фильмы остаются у государства. Даже сами студии с такой постановкой вопроса смирились. Нужно было лишь найти какой-то юридически правильный ход, который позволил бы закрепить права государства без финансового ущерба для киностудий. Этот ход мы придумали. В рамках реорганизации киностудии становятся акционерными обществами со 100 процентами государственного капитала, а параллельно выделяются госпредприятия, за которыми сохранятся права на коллекции. Дальше эти госпредприятия поручат управлять коллекцией студиям до тех пор, пока те будут сохранять свой стопроцентный государственный статус. И студии будут продолжать зарабатывать деньги на показах. Но в случае изменения статуса (например, если кто-то захочет купить студию) договор расторгается, права на фильмы, снятые до 1992 года, остаются у государственного предприятия и не попадают в частные руки.

Александр ГОЛУТВА, руководитель службы кинематографии Министерства культуры РФ

«Мы не будем им подчиняться»

Во всех комментариях по поводу «Мосфильма» звучат слова, что, мол, студией руководит группа нелигитимных лиц. Что за группа лиц? Это выдающиеся советские и российские режиссеры, которые сняли картины, любимые зрителями всех поколений. Группой лиц можно считать самого Михаила Швыдкого со товарищи. Все разговоры о нелигитимности -- это просто подтасовка фактов. Мы легитимны, и лишь по некоторым позициям наш устав не соответствует нынешнему законодательству. Есть поручение правительства подготовить новый мосфильмовский устав с учетом особого статуса студии. Проект мы отправили еще в мае в Министерство культуры для проработки. Но до сих пор ничего не сделано.

Михаил Швыдкой в прессе заявляет, что в своей программе развития кинематографа мы ориентируемся на французское законодательство. Но мы лишь используем французский опыт и размышляем, как, применяя наше законодательство, можно добиться результата. Министр, большой специалист по гусиной печени и винам, должен знать, что во Франции нет квотирования кинопроката, но есть фиксированная доля показа национальных фильмов по телевидению. Это есть и в нашей концепции. Но, видимо, Михаилу Ефимовичу это как раз и не выгодно. Он в определенном смысле представляет и интересы телевидения как бывший председатель ВГТРК.

Утверждают, что киностудия убыточная. Но это тоже неправда! Убыточно производство самих фильмов. Это общая проблема киноотрасли, включая и службу кинематографии. А сама киностудия оказывает услуги и приносит прибыль. Да, «Мосфильм» за свои деньги снимает мало картин. Мы бы снимали больше, но на какие деньги мы бы проводили реконструкцию всей технической базы? Мы провели капитальный ремонт пяти цехов, закупили новейшее оборудование. Это все мы делаем за счет собственных средств. По завершении ремонтных работ мы будем снимать по пять-шесть фильмов в год.

Наши расценки ниже, чем на чешской студии «Баррандов» как минимум в полтора-два раза. Более того, по некоторым позициям у нас дешевле снимать, чем на студии Горького. И гвоздь не стоит в 137 раз дороже, как утверждают. Надо не обвинять нас, а лучше разобраться в ситуации.

Вывод: в Министерстве культуры не обладают полной и достоверной информацией о состоянии киноотрасли в целом и о «Мосфильме» в частности. Они не готовы принимать те концептуальные решения, которые хотят принять в ближайшем времени. Голутва уйдет в Мариинку, а мне здесь работать. Посмотрите, сколько у нас за последние годы министров культуры поменялось! А мои коллеги по 50 лет работают в киноотрасли, так я и болею за это дело. Министр спит нормально, а я не сплю. Их завтра не будет, а мне нужно будет работать с тем, что они здесь натворят. Они добивают отрасль! И добьют! Целенаправленно добьют. Это уже видно в документах, которые они присылают, в этих бредовых идеях, которые они озвучивают. Если вы говорите, что «Мосфильм» не прав, что мы ошибаемся, докажите нам. У вас есть киностудии, например, Свердловская, так акционируйте ее. Посмотрим, как туда пойдут инвестиции, о которых все время говорит Швыдкой. Пусть Свердловская киностудия начнет снимать по 30 фильмов в год -- мы все порадуемся. «Мосфильм» не входит в структуру Министерства культуры, и благодаря этому мы выжили. Мы не будем им подчиняться, потому что это неправильно.

Александр ЛИТВИНОВ, первый заместитель генерального директора киноконцерна "Мосфильм"
Материал подготовили Вита РАММ и Алексей МЕДВЕДЕВ

  КУЛЬТУРА  
  • //  28.12.2000
Нина Ананиашвили и Алексей Фадеечев создали Театр танца
Похоже, от отчаяния Алексей Фадеечев, бывший руководитель балета Большого театра, способен совершать неординарные поступки. Сначала надерзил министру культуры, созвав пресс-конференцию в тот момент, когда новое руководство Большого наложило табу на все его сезонные планы. Потом и вовсе заставил себя уволить. Теперь вот, не прошло и двух месяцев, снова заявил о себе. Точнее, о создании Театра танца, которым он и прима Большого театра Нина Ананиашвили собираются руководить. >>
  • //  28.12.2000
В начале будущего года к нам приедет Duran Duran
Одна из самых известных и ярких групп за всю историю поп-музыки. Самый долгоиграющий коллектив «новой волны». Их творчество всегда ко двору, независимо от меняющихся вкусов. Они хорошие музыканты и стильные люди, задававшие тон шоу-бизнесу 80-х. И все это - о Duran Duran, знаменитой английской группе, которая даст в нашей стране два концерта - в Москве и Санкт-Петербурге. >>
  • //  28.12.2000
Чиновники и кинематографисты спорят о том, как решится судьба «Мосфильма»
Еще недавно кинематографисты грудью готовы были встать на защиту родного Госкино. Но протестные письма не помогли. И вот новые конфликты разгораются уже внутри кинематографической среды - между бывшим Госкино (ныне служба кинематографии Министерства культуры РФ) и киноконцерном «Мосфильм». Уже прошел все согласования и, по-видимому, в середине января ляжет на стол президента указ об акционировании киностудий со 100-процентным государственным участием. Никаких исключений для «Мосфильма» не предусмотрено. Чем ближе срок подписания указа, тем резче выражают свое мнение заинтересованные стороны, изложившие свои точки зрения в интервью нашей газете. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика