N°191
21 декабря 2000
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  ПОИСК  
  • //  21.12.2000
Кирпич на кирпич
Владимир Ресин реконструировал Москву. В фотографиях

версия для печати
Летом у величественного сталинского здания гостиницы «Москва» меня остановил приезжего вида мужик и спросил, как пройти на Тверскую. Я удивленно ткнула ему: «Так вот же она!» «Спасибо, а то понастроили тут!» -- раздраженно сказал мужик, указав как раз на «Москву». «И в самом деле, -- подумала я, -- понастроили».

Теперь про то, что в Москве понастроили за последние 150 лет, вышла огромная, красивая, роскошная, даже жирная книга под названием «Москва. Реконструкция в фотографиях. 1850--2000». Издатель -- Московский Дом фотографии, регулярно проводящий выставки на тему «Москва в фотографиях», каждая из которых сопровождается большим каталогом. Общая редакция Владимира Ресина -- академика Российской академии архитектуры и строительных наук, а еще вице-премьера правительства Москвы, отвечающего за все столичное строительство. Кроме него над книгой работали историки архитектуры, архитектурные критики, краеведы. Составитель и дизайнер -- Ирина Тарханова, отобравшая несколько сотен фотографий из собрания Музея архитектуры и частных коллекций.

В книге много качественных архитектурных фотографий -- старых (есть, естественно, и Александр Родченко, и Борис Игнатович) и новых (например, снимки одного из лучших московских архифотографов Игоря Пальмина). Но все же книга не про московскую архитектуру, шедевры коей в нее почти не вошли, а про другое. Заказчик и редактор книги -- строитель. Поэтому главная задача книги -- наглядно показать, что Москва не сразу строилась. Поэтому главная ее тема -- стройплощадка. Поэтому главные ее герои -- строители. Строители Верхних торговых рядов (более известны как ГУМ) -- бородатые мужики в картузах и фартуках, деревянного мавзолея Ленина -- молодые хлопцы в кепках и буденовках. Метростроители 50-х -- в телогрейках и касках. Современные рабочие -- уже в спецодежде, а иногда их вообще не видно, так как теперь принято стройки завешивать полосатыми или зелеными полотнищами. Впрочем, все вполне логично: строитель -- профессия анонимная, не то что архитектор.

Фотореконструкция Москвы по Ресину выглядит примерно так. «Панорама с балкона Кремлевского дворца во время коронации Александра II» или «Вид на Рождественский бульвар и Трубную площадь с колокольни Рождественского монастыря». Еще все стоит, ничего не снесено. Дальше: «Взрыв храма Христа Спасителя» или «Снос зданий по Моховой улице и строительство гостиницы «Москвы». Началось. Дальше: «Улица Горького», высотные дома, хрущобы, Садовое кольцо, гостиничный комплекс «Измайлово» и так далее. Москву уже не узнать. Кончается все стеклянными неоконструктивистскими домами и свежевосстановленными Воскресенскими воротами и храмом Христа Спасителя.

Получилась книга про строительную историю Москвы, задокументированную фотографами. Что же касается слова «реконструкция» в заглавии, то оно имеет отношение лишь к восстановлению того, что было разрушено в советское время. Впрочем, как ни называй, а книга сама по себе уникальная. Ведь в таком виде фотографии из богатейшей коллекции Музея архитектуры, а тем более частных собраний, никогда не публиковались.

Самое любопытное, что презентация книги в Московском центре искусств сопровождалась выставкой из архива Н.Д. Виноградова -- фотографий с изображением снесенных московских зданий. Эту выставку можно, конечно, понимать как предложение Владимиру Ресину еще немножко повосстанавливать старую Москву. А можно и как напоминание о тщетности его строительных усилий. А то понастроили тут.
Софья КРЫНСКАЯ

  КУЛЬТУРА  
  • //  21.12.2000
В российский прокат вышел главный рождественский кинохит 2000 года
Давным-давно, когда Рождество не праздновали, родители отвели меня в гости к родственникам, настолько дальним, что еще немного - и их впору было бы называть знакомыми. У этих знакомых-родственников были что называется «дети моего возраста», однако меня в ту пору куда больше интересовали загадочные предметы материального мира. Российская премьера фильма Рона Говарда «Гринч, похититель Рождества» расставила все по своим местам. >>
  • //  21.12.2000
Сезон кинофестивалей объявлен открытым
Марк Рудинштейн на днях собрал журналистов, чтобы объявить им сразу о многом. Во-первых, 24 декабря будет вручена премия журналистов и кинокритиков «Золотой Овен». Во-вторых, объявили программу VI международного фестиваля «Лики любви», который впервые стал конкурсным, что очень существенно повышает его статус (председателем жюри согласился стать культовый актер Удо Кир). >>
  • //  21.12.2000
Владимир Ресин реконструировал Москву. В фотографиях
Про то, что в Москве понастроили за последние 150 лет, вышла огромная, красивая, роскошная, даже жирная книга под названием «Москва. Реконструкция в фотографиях. 1850-2000». Издатель -Московский Дом фотографии, регулярно проводящий выставки на тему «Москва в фотографиях», каждая из которых сопровождается большим каталогом. >>
  • //  21.12.2000
Художник Семен Файбисович вспоминает лето и жизнь без телевизоров
Пространство Галереи М. Гельмана перегорожено ширмой, на которой вывешены десятки фотографий телевизионного "снега" - неработающие телевизоры демонстрируют отсутствие информации, коммуникации и вообще - смерть всего. Выставка главного представителя отечественного гиперреализма Семена Файбисовича многозначительно называется «Живые и мертвые. Воспоминания о лете». >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика