N°188
18 декабря 2000
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  ПОИСК  
  • //  18.12.2000
«Чайка» больше не летает
версия для печати
117-метровый красавец пароход «Галеб» («Чайка») водоизмещением в 5100 тонн Иосип Броз Тито превратил в символ своей балканской империи. На борту судна маршал, предпочитавший воздушным путешествиям морские, провел в общей сложности почти полтора года, четыре раза обогнул земной шар, побывав в Индии, Индонезии, Египте, многих европейских странах. Тито не скрывал, что ему нравились белоснежные робы матросов, залпы торжественного салюта и марши военных оркестров, которыми «Галеб» встречали в иностранных портах. Тито не видел ничего страшного в том, чтобы иногда отлучиться из страны, которой он правил, недели на три-четыре и провести эти дни на палубе комфортабельного судна.

Вообще-то «Галеб», построенный итальянцами в Генуе в 1936 году под названием «Рамб-3», предназначался его создателями для перевозки южных фруктов. Во время второй мировой пароход переоборудовали в минный тральщик и дали ему немецкое имя «Кибитц». В 1944 году авиация союзников затопила «Кибитц» в акватории Риекского порта. В начале 50-х корабль подняли со дна, вновь отремонтировали на верфи в Пуле, и в 1953-м ВМФ Югославии пополнился военно-учебным судном «Галеб», «плавучей резиденцией» маршала Тито. На борт «Галеба» поднимались главы 90 государств мира, в том числе Никита Хрущев и Леонид Брежнев. Рассчитанный на 300 пассажиров и членов экипажа, корабль оснащен двумя ресторанами, пекарней, роскошными залами для приемов и клиникой.

Старики-югославы еще помнят первый поход «Галеба» и шумиху в прессе, поднявшуюся, когда Тито с большой помпой отправился в Великобританию по приглашению Уильяма Черчилля. В водах Средиземного моря судно эскортировали корабли югославского ВМФ, а в Гибралтарском проливе «Галеб» встретил британский караул -- три эсминца, два авианосца и несколько десятков боевых самолетов. А в последний раз Тито побывал на «Галебе» примерно за год до смерти -- уже серьезно больной, летом 1979 года маршал прокатился на «Галебе» из летней резиденции на архипелаге Брюини до порта Задар.

После смерти вождя «Галеб» разделил судьбу страны -- стал предметом межнационального раздора. Хорваты считали судно своим, ведь портом его приписки был Сплит. Однако после начала вооруженного конфликта югославские моряки увели корабль в черногорский Которский залив. Югославская армия вскоре обменяла «Галеб» на 136 квартир для офицерских семей, и судно стало собственностью правительства Черногории. Замысел открыть на борту музей успехом не увенчался, и вскоре знаменитый «Галеб» решили продать. В 1995 году интерес к наследству Тито проявил американский миллионер венгерского происхождения Жизеф Мадол, однако оговоренную сумму в 3 миллиона немецких марок так и не выплатил. «Галеб» ржавел у причала, пока минувшим летом его не приобрел за 750 тысяч долларов греческий бизнесмен Джон Папаниколау, пожелавший превратить титовский корабль в «эксклюзивное судно для элитного туризма». «Галеб» с большим трудом добрался до хорватского порта Риека, где и встал на прикол -- ремонтироваться на судоверфи «Виктор Ленац». «Видно, что за последние десять лет в этот корабль не вкладывали ни гроша, -- констатировал инженер порта Огньен Антунац. -- Он еще в худшем состоянии, чем мы ожидали. «Галеб» -- это просто груда железа!». «Чайка» Иосипа Броз Тито вряд ли еще когда-нибудь взлетит.
Татьяна ШАРАЯ

  ЗАГРАНИЦА  
  • //  18.12.2000
Генерал Пауэлл всех напугал
Едва успев принять первые поздравления по случаю избрания на пост президента США, Джордж Буш начал формировать новую администрацию. Первым назначенным чиновником стал Колин Пауэлл. Легендарный генерал, служивший при президенте Буше-старшем главой комитета начальников штабов, в команде Буша-младшего стал госсекретарем. У руководителей стран, не входящих в число союзников Америки, внешнеполитические тезисы новой администрации должны вызывать инстинктивное желание потянуться за валидолом. >>
  • //  18.12.2000
Трем официальным наследникам президента СФРЮ - сыновьям Жарко и Александру Мише и вдове Йованке - делить после его смерти оказалось фактически нечего. С гонорарами от изданий книг маршала (около 3,5 тысяч долл.) проблем у наследников не возникло, а все остальное - виллы, автомобили, корабли и самолеты - принадлежало государству. Личного имущества у маршала практически не было. >>
  • //  18.12.2000
117-метровый красавец пароход «Галеб» («Чайка») водоизмещением в 5100 тонн Иосип Броз Тито превратил в символ своей балканской империи. На борту судна маршал, предпочитавший воздушным путешествиям морские, провел в общей сложности почти полтора года, четыре раза обогнул земной шар. После смерти вождя «Галеб» разделил судьбу страны - стал предметом межнационального раздора. >>
  • //  18.12.2000
Недружные наследники Иосипа Броз Тито
В мае 1980-го на похороны президента СФРЮ маршала Иосипа Броз Тито собралось 209 делегаций из 127 стран мира. Именитые политики выражали соболезнования одетым в черное членам семьи президента. Но в годовщину смерти Тито родственники приходят на его могилу, строго соблюдая очередность: в восемь утра цветы приносит вдова Йованка, тремя часами позже у могильного камня появляются дети и внуки. Они стараются не встречаться друг с другом, и у каждого на это есть свои причины. >>
  • //  18.12.2000
Титовская «железная гвардия» давно отжила свое. Пять лет назад скончался Милован Джилас - последний из четверки политиков, закладывавших основы социалистической Югославии. А «молодая поросль» постюгославской политики помнит Тито только по школьным учебникам. >>
  • //  18.12.2000
2000 год поставил точку в истории «балканской империи»
В том, какое событие было главным в Старом Свете в уходящем году, сомнений ни у кого нет - это бескровная «октябрьская революция» в Белграде. Государство под названием «Югославия», вероятнее всего, вскоре вообще перестанет существовать, и причины его распада - не только в бездарности Милошевича... В свое время Иосип Броз Тито тачал федерацию исключительно «под себя самого». >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика