N°174
24 ноября 2000
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 ОБРАЗОВАНИЕ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
  ПОИСК  
  • //  18.12.2000
По-взрослому
В лицее Международного университета к учебе относятся всерьез

версия для печати
По большому счету частным школам еще только предстоит завоевать доверие родителей, желающих, чтобы их дети получили достойное образование. Слишком много стереотипов образовалось за время существования негосударственных учебных заведений, и представления о том, что творится за их дверями, зачастую просто не соответствуют действительности. Причем стереотипы эти создавались не без участия государственных органов. Так, например, в Московском комитете образования до сих пор убеждены, что в негосударственных школах требования к знаниям ниже, чем в муниципальных. Порой чиновники заявляют, что частные школы -- это узаконенная покупка аттестата о среднем образовании.

Поэтому частникам постоянно приходится доказывать противоположное. Лицею Международного университета это удается. Этот лицей был создан в 1995 году как структурное подразделение Международного университета и стал одним из первых в Москве частных средних учебных заведений, получивших государственную аккредитацию. Желающих учиться здесь за 2,5 тысячи долларов в год каждый раз оказывается больше, чем может пока вместить школа. Весной прошлого учебного года конкурс был около двух человек на место. Отбирали абитуриентов по результатам тестов по английскому, русскому языкам и математике. Лучшие результаты показывают те, кто занимался в подготовительном классе. Качество образования, полученного в лицее, подтверждается успехами его выпускников при поступлении в вузы. Поступают все. Причем только половина идет в Международный университет, который «своим» выпускникам дает право поступления без вступительных экзаменов и с 20-процентной скидкой (медалистов зачисляют в университет на бесплатные места). Сегодня бывшие лицеисты учатся в МГУ, в Финансовой академии, МГИМО, Высшей школе экономики и в других престижных российских вузах. Пять выпускников лицея поступили в университеты Великобритании и США.

«При знакомстве, -- рассказывает директор лицея Юрий Рязанов, -- мы всегда спрашиваем родителей, почему они решили перевести ребенка к нам. Большинство объясняют, что сын или дочь не нашли себя в старой школе или их там недостаточно хорошо обучали. В то же время нельзя сказать, что к нам приводят детей из слабых школ. Согласно анкетам, 30--40% наших учеников учились ранее в лицеях или гимназиях, но имели те или иные проблемы. В первую очередь к нам обращаются за индивидуальным подходом. На втором месте целью поступления в лицей называют подготовку именно в Международный университет».

Об индивидуальном отношении со стороны преподавателей говорят и сами учащиеся. Старшеклассники считают: разница между их предыдущими школами и нынешним лицеем в том, что здесь их воспринимают более взрослыми. И ждут соответственного -- взрослого -- отношения к учебе. Сейчас в лицее на 90 детей приходится примерно 30 преподавателей, большинство из которых имеет ученые звания и научные степени. «Здесь есть возможность нестандартно выстраивать учебный процесс, -- говорит преподающий в лицее литературу профессор Московского государственного педагогического университета Виктор Чертов. -- Я работаю по своей программе, включаю в нее материалы, которые не изучают в обычной школе. Часть урока проходит в форме лекции по истории и теории литературы, часть -- в виде семинара, где ученики занимаются анализом текста и интерпретацией».

В лицее учатся по программам 10-х и 11-х классов. Вскоре откроется еще и девятый. В классе около 20 человек. Профиль лицея -- экономический и гуманитарный. Поэтому помимо обязательной школьной программы ученики занимаются на факультативах (историческая поэтика, риторика, конфликтология). Очень серьезно учат иностранный язык. «У нас три вида английского, -- рассказывает одиннадцатиклассница Маша Тимофеева, -- обычный, деловой и страноведение на языке». В конце учебного года опробовать языковые познания можно будет во время стажировки в Великобритании.

«Дети достаточно прагматичны, -- объясняет Юрий Рязанов. -- Многие, приходят к нам, уже выбрав, куда поступать, и нам приходится корректировать программу под их пожелания. С этого года мы ввели систему разноуровневого преподавания русского языка и математики. Поступающие на экономические специальности усиленно занимаются математикой, на гуманитарные факультеты -- русским языком и литературой». Успешная учеба стимулируется материально. После первого года определяется рейтинг оценок: пять лучших учеников получают 20-процентную скидку при оплате обучения.

Впрочем, детский прагматизм касается только учебного процесса. После ежедневных четырех пар и дополнительных занятий почти все остаются на внеклассные мероприятия. Собственный театр репетирует на «большой» университетской сцене, часть старшеклассников занимается в вокальной студии, некоторые пробуют свои силы в лицейском журнале. Работает школьное радио: на большой перемене всегда можно услышать новости лицея. Большой популярностью у лицеистов пользуются экстремальные виды спорта -- на занятиях в секциях регби и скалолазания формируются жизнестойкость, физическое совершенство и умение работать в команде.

  ОБРАЗОВАНИЕ  
  • //  18.12.2000
Образование в России становится платным
Почти половина российских первокурсников, поступивших минувшим летом в вузы страны, оплачивает свое обучение в институтах и университетах. Такого количества «коммерческих» студентов в постсоветской России не было никогда. И это пока, пожалуй, самое яркое свидетельство кардинальных перемен, которые в ближайшее время ожидают высшую, да и среднюю школу. >>
  • //  18.12.2000
В этом году исполняется 10 лет Международному университету. Один из первых негосударственных вузов основал бывший руководитель Госкомобразования СССР Геннадий Ягодин, провозгласивший главной целью создание в стране новой социальной группы - среднего класса. >>
  • //  18.12.2000
Вместо того чтобы ходить в школу, старшеклассникам предлагают оставаться у телевизоров. Министерство образования и межрегиональный общественный фонд «Образование в третьем тысячелетии» открыли проект «Телешкола-экстернат», который является новой формой дистанционного образования. >>
  • //  18.12.2000
Частное образование в России отмечает в этом году 10-летний юбилей. Стремительный рост негосударственных образовательных структур пришелся на 1993-1996 годы. >>
  • //  18.12.2000
Если не принимать во внимание сегодняшний уровень доходов российских семей, то можно с большой долей уверенности утверждать, что вопрос о том, где продолжать образование, для наших школьников практически не стоит. Он решен. Исследования настроений учащихся, проведенные целым рядом социологических центров, показывают: больше половины старшеклассников сегодня предпочли бы учиться в вузах за рубежом. >>
  • //  18.12.2000
Как научить "болтать" по-английски
Иностранный язык перестал быть роскошью. И многие родители давно поняли, что если они хотят в будущем избавить своего ребенка от лишней проблемы, то язык он должен начать изучать с детства. Но что предпочесть: спецшколу, индивидуального репетитора, курсы? И что делать, если ребенок освоил все тонкости «будущего в прошлом» и «плюсквамперфекта», но за границей не умеет объясниться даже с официантом? >>
  • //  18.12.2000
После уроков
В представлении россиян швейцарское образование всегда было элитарным. Не случайно по некоторым данным порядка 40% детей «новых русских» обучаются в различных школах этой страны. Но наряду с закрытыми пансионами они учатся и в общедоступных учебных заведениях, которые при ближайшем рассмотрении оказались вполне похожими на наши. >>
  • //  18.12.2000
В России появился телевизионный экстернат
У старшеклассников появилась возможность освободиться от походов в школу и освоить курс 10-11 классов, не отходя от телевизора. Министерство образования и Межрегиональный общественный фонд «Образование в третьем тысячелетии» разработали проект нового дистанционного обучения - телевизионного экстерната. >>
  • //  18.12.2000
Сегодня в Великобритании учится около 20 тысяч россиян. Большинство из них занимается на языковых курсах, и только 500 своих отпрысков родители отправили в школы с полным пансионом. Обучение в британской школе стоит 25-30 тысяч долларов в год, включая проживание и питание. Но эти деньги, как считают родители, потом принесут дивиденды. >>
  • //  18.12.2000
В лицее Международного университета к учебе относятся всерьез
В Московском комитете образования до сих пор убеждены, что в негосударственных школах требования к знаниям ниже, чем в муниципальных. Порой чиновники заявляют, что частные школы - это узаконенная покупка аттестата о среднем образовании. Поэтому частникам постоянно приходится доказывать противоположное. Лицею Международного университета это удается. >>
  • //  18.12.2000
Частные школы в перестроечной России конца 80-х стали появляться как альтернатива государственной системе образования. Черты элитарности они стали приобретать с 1997 года. Главными целями были провозглашены развитие модели личностно-ориентированного обучения, разработка нового содержания образования; создание новых технологий обучения. Наиболее коммерчески успешные российские частные школы можно разделить на две группы. >>
  • //  18.12.2000
О «национальных особенностях» российских частных школ, рассказывает президент Ассоциации негосударственных образовательных учреждений Александр Вильсон. >>
  • //  18.12.2000
На вопросы газеты "Время новостей" отвечают министр образования Владимир Филлипов, бывший зам. министра образования Александр Асмолов, ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов и др. >>
  • //  18.12.2000
Наибольшим спросом у тех, кто хочет учиться в общеобразовательных школах за рубежом, пользуется Великобритания. Второе и третье места на российском рынке занимают Ирландия и Швейцария. Швейцарские школы отличаются очень комфортными условиями для проживания учеников, однако об академичности, фундаментальности образования там говорить не приходится. >>
  • //  18.12.2000
После того как в декабре 1999 года тогда еще председатель правительства Владимир Путин подписал распоряжение о начале разработки стратегического плана развития России на долгосрочную перспективу, в Центре стратегических разработок была создана инициативная группа под руководством ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова. ЦСР подготовил Программу модернизации образования, которая стала первым разделом программы стратегии развития России. >>
  • //  18.12.2000
В Москве прошла американская неделя международного образования. Ее объявили секретарь США по вопросам образования Ричард В. Райли и госсекретарь США Мадлен Олбрайт. >>
  • //  18.12.2000
С момента появления компьютерных игр не утихают споры о пагубном воздействии некоторых из них на неокрепшие нравственность, психику и здоровье детей. Однако едва ли не единственной попыткой поставить заслон жестоким и полупорнографическим играм можно считать специальный приказ об обязательной психологической экспертизе, выпущенный Министерством образования минувшим летом. Причем, весьма неудачной попыткой. >>
  • //  18.12.2000
Поиск наиболее перспективных абитуриентов среди школьников выпускных классов уже давно вошел в традицию многих вузов. Однако если раньше выявлением и отбором перспективных абитуриентов в основном занимались только несколько крупных университетов, то теперь необходимость этого стала очевидна и для многих институтов. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика