N°166
14 ноября 2000
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
  ПОИСК  
  • //  14.11.2000
Ближневосточный уклон
БСО представил равелевскую программу

версия для печати
Большой симфонический оркестр имени Чайковского -- один из немногих столичных коллективов, которые могут себе позволить такую роскошь, как заботу о концептуальной цельности своих программ. И более того -- могут пригласить под нее правильных исполнителей. Такое, конечно, случается не всякий раз, но тут уж грех жаловаться. Великолепная равелевская программа, которую на днях показал БСО в Большом зале консерватории, -- результат плотного и долгого сотрудничества с Французским культурным центром, швейцарским фондом Pro Helvetia, швейцарским и турецким посольствами.

В программе практически невозможно найти изъянов. Музыка достойная и красивая, вместе с тем нет очевидных хитов типа «Болеро» или «Паваны на смерть инфанты». С двухручным фортепианным концертом соседствует гораздо реже исполняемый, крайне неудобный, леворучный (написанный в 1930 году по просьбе пианиста Пауля Витгенштейна, потерявшего руку на войне). С эффектной, вполне известной балетной музыкой -- «Вальсом» и второй сюитой из «Дафниса и Хлои» -- вокальный Равель, совсем уж невозможный в обычных российских условиях.

Специфическую французскую музыку у нас петь не умеют -- тут нужен совершенно особый вокал, терпкий и ароматный, ровно такой, как был у гостьи БСО швейцарской меццо-сопрано Брижитт Бале. Из трех западных участников программы -- французского дирижера Филиппа Бендера (московские слушатели должны его помнить по позапрошлогоднему «Осуждению Фауста» Берлиоза), турецкого пианиста Хусейна Сермета и певицы Бале -- именно последняя вызывала наибольший интерес. Она считается одной из лучших во французском репертуаре, понимает толк в Моцарте, барочной и современной музыке, работала с Аббадо, Ашкенази, Арнонкуром, Херевеге, Риллингом, ценится как камерная певица. Ее небольшой ровный голос с красивым, насыщенным тембром нисколько не портили чуть тускловатые верха. Ее музыкальность и пылкий темперамент и впрямь замечательно подходили к арабескам равелевской «Шехеразады» и «Двух еврейских мелодий».

Однако дирижерская работа принесла не меньше радости -- причем сидящим как в зале, так и на сцене. Оркестр с искренним увлечением купался в роскоши равелевских гармоний, грамотно шурша контрабасами, булькая бас-кларнетами и переливаясь сольной флейтой (Мария Федотова), вместе с тем послушно следовал твердой руке французского дирижера. Бендер продемонстрировал сочетание страстности и рационалистичности. Неясные импрессионистские формы приобретали под его руками жесткость и прочность, красочные переливы -- динамичность и остроту. Выбирая темпы и динамику, он избегал интеллигентных компромиссов и излишнего гурманства, смело шел на риск и получал оглушительный эффект в прямом и переносном смысле этого слова.

Стамбульский пианист с прекрасным парижским образованием (среди его учителей были Оливье Мессиан и Надя Буланже) вызвал наименьшее количество восторгов, что в данном случае совсем не обидно. Благодаря участию Сермета, с восточной мягкостью игравшего равелевские блюзы, программа окончательно приобрела ближневосточный колорит, а слушатели вовсе перестали вспоминать «Болеро», привычную Испанию и баскских предков Равеля.

Подпись к фото:

Брижитт Бале и Филипп Бендер смешали восточную страстность и французский рационализм
Екатерина БИРЮКОВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  14.11.2000
БСО представил равелевскую программу
Большой симфонический оркестр имени Чайковского -- один из немногих столичных коллективов, которые могут себе позволить такую роскошь, как заботу о концептуальной цельности своих программ. И более того - могут пригласить под нее правильных исполнителей. В великолепная равелевская программе, которую на днях показал БСО в Большом зале консерватории, практически невозможно найти изъянов. Музыка достойная и красивая. >>
  • //  14.11.2000
"Арт-Манеж" собирается потакать зрителям
Пресс-конференция, посвященная пятому "Арт-Манежу", предвосхищает открытие этой художественной ярмарки почти на месяц. После прошлогоднего судебного процесса по поводу акции Авдея Тер-Оганьяна "Юный безбожник" (как известно, художник рубил топором православные иконы), ярмарка сменила руководство. Новый директор "Арт-Манежа" Полина Васильева и Владимир Овчаренко, хозяин галереи "Риджина" и куратор специального проекта "Искусство из первых рук", заверили собравшихся, что скандалов не предвидится. >>
  • //  14.11.2000
Он снова сделал Пушкина москвичом
На восемьдесят первом году закончилась жизнь Александра Зиновьевича Крейна, основателя и первого директора Государственного музея А.С. Пушкина. >>
  • //  14.11.2000
В Москве прошел первый сольный концерт группы "Би-2"
В жизни каждого рок-музыканта есть несколько «статусных» вех: первые эфиры на радио, клип в ротации на MTV, запись первого альбома, презентация официального сайта, приглашение на "Максидром", сольный концерт в Москве. После сольника в столичном зале больше, чем на сотню мест, группа может ехать на периферию в «звездном» ранге, требовать "Мерседес" к трапу, завтрак в номер и смотреть победителем. "Би-2" прошли уже все стадии инициации. Последнюю - в воскресенье. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика