N°140
05 октября 2000
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
  ПОИСК  
  • //  05.10.2000
Питерское дело
версия для печати
Сегодня, 5 октября, в 19.50 на ОРТ -- премьера "Империи под ударом". Двенадцать серий нового фильма будут показывать по одной в неделю, по четвергам. По вторникам начался повторный показ сериала "Убойная сила", который через девять недель сменит "Убойная сила-2" -- тоже девять серий. Оба сериала снимали в Петербурге, где, как сегодня уже очевидно, сложилась главная база нового российского кино. Об особенностях питерского кинопроцесса -- наш корреспондент из Петербурга Ольга Шервуд.

Место преступления

Первым опытом ОРТ по созданию отечественных сериалов был "Зал ожидания" Дмитрия Астрахана (1997). Его снимала петербургская творческая группа на студии "Беларусьфильм" (привычной для Астрахана, во-первых; казавшейся дешевле, во-вторых), но по дипломатическому определению сотрудника дирекции кинопрограмм и кинопоказа ОРТ Инны Ткаченко, "ставка на "нейтральную территорию" не оправдалась". Почти одновременно появившийся сериал "Улицы разбитых фонарей" (1997--1998) дал почувствовать разницу. В Москве студии даже не шевельнулись навстречу требованию телерынка. «А в Питере ситуация устраивает всех: здесь цивилизация, техника, замечательные режиссеры, актеры, всего одна ночь пути от Москвы, мы давно знаем и хорошо понимаем друг друга», -- добавляет Ткаченко. И здесь -- киностудия "Ленфильм".

На "Ленфильме" в прежние времена снималось по заказу Гостелерадио примерно полтора-два десятка "единиц" (серий) телевизионных фильмов в год. Их создавали разные творческие объединения, имелось и специальное Объединение телефильмов (теперь -- студия "Петрополь"). Снимали все: от высоко идейных типа "Рафферти" Семена Арановича (1980) до развлекательных "Приключений принца Флоризеля" Евгения Татарского (1979). Советский телевизионный многосерийный фильм от нынешнего сериала отличается прежде всего сроками работы (11 серий про Холмса снимали семь лет, с 1979 по 1986, а съемки девятисерийной "Убойной силы-2" заняли чуть больше двух месяцев), а также дешевизной и одновременной работой нескольких съемочных групп. Однако на "Ленфильме" стараются сохранить качество этой конвейерной продукции: не совсем еще утеряны традиции производства, есть навык работы с малым бюджетом (здесь никогда и не было супердорогих постановок), пригодилась и бытовая питерская изобретательность -- умение сваять "из дерьма конфетку".

Фигуранты

Продолжение приключений следователей «Убойной силы» Игоря Плахова и Васи Рогова затеяно под впечатлением от рейтинга первой части, как сообщили на ОРТ, он превзошел показатели других сериалов, в том числе "Бандитского Петербурга". Очевидно, сыграло свою роль участие любимых народом "ментов", в частности Дукалиса (Сергей Селин), и скандал между ОРТ и ТНТ относительно прав на "художественные образы" этих самых "ментов". Впрочем, скандал особых последствий не имел, так как в "Убойной силе" принимали участие отцы героев -- писатель Андрей Кивинов и режиссер Александр Рогожкин: получалось, что украли они сами у себя. Инцидент имел и благоприятные последствия, в частности, продюсеры начали строже относиться к заключению договоров, а актеры к зависти коллег выторговали себе у ТНТ приличные условия на следующие три года, за которые должно быть снято почти восемьдесят новых серий «Ментов». Как бы там ни было, "развод" произошел, Дукалис вернулся в свое отделение, "ментов" в "Убойной силе-2" мы не встретим, но снимается она по сценариям того же Андрея Кивинова в соавторстве с Олегом Дудинцевым. Новый сериал построен так, что две 52-минутные серии составляют фильм с законченным сюжетом, заключительный блок -- три серии. Снимают режиссеры Виктор Бутурлин, Вячеслав Сорокин, Александр Бурцев, Александр Рогожкин и Родион Нахапетов (он снимает в Америке) и операторы Юрий Шайгарданов, Александр Корнеев, Андрей Жегалов. В ролях Константин Хабенский, Андрей Федорцов, Евгений Леонов-Гладышев, Сергей Кошонин, Евгений Ганелин, Виктор Костецкий, Георгий Штиль, Виктор Соловьев, Сергей Мурзин. Продюсеры Анатолий Максимов, Константин Эрнст. Ведущий продюсер Михаил Кирилюк. Производство "УРСУС-ФИЛЬМ" по заказу ОРТ.

Сохраняется более-менее привычный набор "первых лиц", что гарантирует известное качество сериала. Однако, как сообщил Андрей Кивинов, во второй часть важнее не «детектив, где зритель прежде всего следит за тем, кто кого убил и как, а истории из жизни милиционеров». Другая особенность второй части -- жанровое разнообразие: в одном случае это фарсовая комедия, в другом -- драма, потом мистический триллер, боевик, приключения...

"Империя под ударом" -- проект совершенно новый, "самый главный" и "самый сложный", по словам Анатолия Максимова, из шести серий, которыми сейчас занято ОРТ. Это первый опыт создания сериала на историческом материале в современных условиях, то есть в самые сжатые сроки и при относительно малом бюджете. Аннотация напрашивается на аллюзии: «Россия. Начало ХХ века. Москва и Санкт-Петербург потрясены неслыханной жестокостью террористов. По стране катится волна громких политических убийств. Боевые организации готовят крушение монархии. Власть пытается сохранить порядок в стране. Имперское охранное отделение создает специальную следственную группу, которой поручено всеми средствами предотвратить грядущую катастрофу». Авторы сценария Игорь Шприц, Елена Райская. Режиссеры Андрей Малюков, Зиновий Ройзман, Сергей Снежкин, Сергей Газаров, Вячеслав Никифоров. Операторы Александр Рябов, Дильшат Фатхулин, Валентин Пиганов, Александр Корнеев, Владимир Ильин, Владимир Спорышков. Из пяти режиссеров только один питерский -- Снежкин, из шести операторов питерских -- два: Владимир Ильин (соратник Германа) и Александр Корнеев. Привлечены московские и белорусские кинематографисты -- питерских при таком объеме производства стало не хватать.

В главной роли следователя Павла Путиловского -- Игорь Ливанов. В ролях Александр Пороховщиков (Джунковский), Елена Сафонова (Великая княгиня Елизавета Федоровна), Борис Плотников (Великий князь Сергей Александрович), Александр Феклистов (Столыпин), Николай Еременко-мл. (Плеве), Александр Домогаров (Гапон), Леонид Неведомский (Сипягин), Илзе Лиепа (Карсавина), Владимир Богданов (Азеф), Ирина Апексимова (Дора Бриллиант), Константин Хабенский (Гершуни), Алексей Серебряков (Савинков)...

Мотивы

Для "Убойной силы-2" авторы считают важным, во-первых, свести к минимуму драки, мордобои, кровь и тому подобное, делать не боевик, а "производственный фильм" из жизни милиционеров. "Очень хочу, чтобы этот сериал запомнился своими идеями, мыслями, а не красивыми картинками, хотя это для кино немаловажно", -- говорит Кивинов. Во-вторых, показать обычных людей, нормальное здоровое большинство. И в-третьих, ориентироваться на реалистическое изображение жизни, в рамках которой возможен поиск и хорош изыск. "Нам важно, чтобы режиссер "рисовал похоже" -- на правду, на жизнь".

Для "Империи под ударом" важна идеология. Продюсер сериала Анатолий Максимов поясняет: "Это поиск исторической альтернативы". Поскольку в головах большинства из нас "история существует только в таком варианте, в котором однажды была нарезана "Кратким курсом ВКП(б)" и утверждена советским кинематографом, ни о каком объемном видении событий речи не было. Мы и сейчас еще не осознаем, насколько в политически левом мире жили. Ни одна из политических партий не осудила террор, когда правительство предлагало это сделать... Нащупывая точки соприкосновения с нынешней реальностью, мы поняли, это терроризм, поставленный в России начала века на индустриальную основу. Мы начинали работать еще до взрывов последнего времени, сейчас стало понятно, насколько драматична и страшна коллизия, не разрешенная веком. Сериал -- это история политического террора в России начала века, рассказанная через историю провокаций Азефа. То, что Ленин сделал в политике, Азеф сделал в практике политической борьбы. Глава боевой организации стал осведомителем охранки. После чего боевая организация много лет была практически неуязвима". Сценарист Игорь Шприц добавляет: "Никто из наших героев не желал зла России. Террористы шли на смерть ради ее блага и высоких идеалов. Азеф числил себя умеренным либералом и считал, что своими, так сказать, выверенными терактами он способен привести Россию к разумному историческому пути. Что из этого получилось, мы все знаем. Нас всех учили, что это были сплошь подлецы, развратники, негодяи... на самом деле это все были нормальные люди. Кто-то переходил из революции в охранку, кто-то -- из охранки в революцию, но все действовали согласно своим убеждениям. Почему так получилось -- вот вопрос вопросов. Почему сейчас то же происходит -- все хотят добра, а не получается?".

Заказчики и исполнители

Снимать собственные телесериалы гораздо дороже, чем покупать зарубежные, но зарубежные всем надоели. На каждый телевизионный проект подыскивают средства и исполнителей. Когда сериал принят заказчиком, производящая компания получает деньги. Реклама, собранная под сериал, позволяет свести расходы телеканала на производство примерно к нулю. "Ленфильм" не наживается особо, зато его штатные сотрудники имеют работу. Сверх меры не озолотились с этих проектов и киногруппы. Однако, как сказал ведущий продюсер "Убойной силы-2" Михаил Кирилюк, "никто никогда не скажет, сколько стоит тот либо иной сериал".

Михаил Кирилюк и его "УРСУС-ФИЛЬМ" известны в мире кино: ленфильмовец Кирилюк и в прежние годы работал директором картин, в частности, снимаемых Александром Рогожкиным. Только что они по заказу ОРТ выпустили фильм "Особенности национальной охоты в зимний период".

Для Николая Суслова, председателя совета директоров группы "Сварог", специализирующейся на металлопрокате, кинопроизводство -- дело новое. Заняться им спровоцировал, по признанию Суслова, "несчастный случай": один из "друзей компании" некоторое время тому назад уговорил сделать какую-то телепрограмму, которую никто не купил. А техника была приобретена. Чтобы покрыть долги, пришлось влезть в следующий проект. Им оказалась "Империя под ударом". "Мы думали: дадим деньги и будем смотреть, как кино снимают, -- говорит Суслов, -- а пришлось все делать самим. Первая серия стоила в два с лишним раза дороже, чем то, что мы получили от ОРТ. К последней надеемся все затраты окупить". Монтажные и аппаратные звукозаписи "Сварога" свидетельствуют: эта частная компания вполне современно оснащена.

Еще одна производственная проблема. "Криминальные" -- современные, а исторические особенно -- сюжеты требуют, например, серьезного участия каскадеров и пиротехников. Экономия времени или денег на трюке чревата тяжелыми последствиями. Только высочайший уровень ленфильмовских специалистов позволил осуществить такое количество убийств и взрывов, как в "Империи" при ничтожном времени на подготовку. Постановщик трюков Олег Василюк при этом сетует, что многие режиссеры старшего и среднего поколения не понимают, что такое телесериал, что такое диктат продюсера, что такое работа в новых условиях вообще: надо давать нормальное среднее качество, а они все еще пытаются каждый раз замахиваться на "Оскара". Молодых же режиссеров нет. В целом примерно четырехлетний опыт создания отечественных сериалов не привел еще к возникновению индустрии. Даже в Питере.

Следствие не закончено

Михаил Кирилюк, всячески приветствующий ОРТ за возрождение традиций Гостелерадио, сказал, что «в планах ОРТ на будущий год мы стоим», а следовательно, можно ожидать "Убойной силы-3". Писатель Андрей Кивинов рассказал, что уже работает над серией из жизни фанатов футбола. Поговаривают (актеры на площадке, заинтересованные в сериалах из-за элементарного приработка), что "даже Рушайло заказал одну серию -- чеченскую". Кроме того, Кирилюк с Эрнстом и Максимовым уже ведут переговоры относительно "армейского" сериала, сценарий которого написан Михаилом Коновальчуком. И глава группы "Сварог" Николай Суслов не собирается терять киноквалификацию: с теми же Максимовым и Эрнстом, по его словам, достигнута договоренность о съемках сериала "Спецназ".

Анатолий Максимов на вопрос, не поднадоела ли криминальная тема в сериалах, отвечает твердо "нет". А зритель ежедневно получает порцию родной "речи", где все вертится вокруг преступления, наказание же на экране весьма условно. Да, есть мнение, что полстраны -- уголовники. Но в любом случае другие полстраны живут вполне законопослушно. Есть здоровье, любовь, дружба, школа, институт, ремонт, наконец -- во всем этом полно драматических поворотов, неожиданных коллизий и юмора. Где возрастные сериалы, женские, фантастические?... Между тем "офис" главных героев "Убойной силы-2" Плахова и Рогова теперь снимают в кабинете начальника цеха комбинированных съемок "Ленфильма" -- непрезентабельном казенном помещении, чтобы на правду похоже было. А прежде снимали в настоящих отделениях милиции. Но столько развелось экранных оперов, столько серий и съемочных групп, что мешать начали друг другу: не хватает в Питере на них реальности, даром что ментовско-бандитский...
Ольга Шервуд

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  05.10.2000
В театре вообще и на фестивале «Балтийский дом» в частности
Руководство престижного петербургского форума не собиралось устраивать показательные выступления какой-либо театральной генерации, но так уж получилось, что несколько дней подряд в программе "Балтийского дома" стояли спектакли тех, кому за тридцать или около сорока. Литовец Оскарас Коршуновас, украинец Андрей Жолдак и два питерца, Анатолий Праудин и Андрей Могучий, показали опусы разные, но в чем-то очень похожие. Причем сходство это принципиально. >>
  • //  05.10.2000
ОРТ перехватывает у НТВ пальму первенства в производстве отечественных сериалов
Пока Министерство культуры планирует подъем отечественного кинопроизводства, кино прирастает стараниями телевизионщиков. Сейчас телевидение является единственным реальным заказчиком на отечественную кинопродукцию. С тех пор как выяснилось, что телезрители вполне сыты латиноамериканскими страстями, центральные каналы вступили в соревнование за душу потребителя и рекламные бюджеты производителей. На этой неделе в лидеры по части сериалов выходит ОРТ. >>
  • //  05.10.2000
Сегодня на ОРТ - премьера "Империи под ударом". Двенадцать серий нового фильма будут показывать по одной в неделю, по четвергам. По вторникам начался повторный показ сериала "Убойная сила", который через девять недель сменит "Убойная сила-2" - тоже девять серий. Оба сериала снимали в Петербурге, где, как сегодня уже очевидно, сложилась главная база нового российского кино. Об особенностях питерского кинопроцесса - наш корреспондент из Петербурга Ольга Шервуд. >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика