Время новостей
     N°167, 09 сентября 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  09.09.2003
Аэропорту ставят условия
Конкурс на управление Шереметьево приближается
Премьер-министр Михаил Касьянов в минувшую субботу пообещал до конца сентября объявить конкурс на управление аэропортом Шереметьево. Один из главных претендентов на участие в этом конкурсе - Национальный резервный банк (НРБ) - немедленно обратился в правительство с просьбой отложить мероприятие. По мнению президента НРБ Александра Лебедева, проводить конкурс вообще не следует.

Идея передать Шереметьево в управление некой сторонней компании, способной привлечь средства на реконструкцию аэропорта, и так рассматривается уже довольно давно. Еще в 2001 году администрация Шереметьево объявила, что для строительства нового (третьего) пассажирского терминала будет сформирована компания с участием ее самой (администрации), «Аэрофлота» - самой крупной из базирующихся там авиакомпаний, и стратегического иностранного инвестора, имя которого так и не было никогда названо.

Именно для определения этого инвестора конкурс первоначально и замышлялся. Но до сих пор государству, в 100-процентной собственности которого находится ОАО «Международный аэропорт Шереметьево», так и не удалось определить условия самого конкурса. Предпоследний раз премьер Касьянов обещал сделать это в начале июля 2003 года. Тогда премьер сообщил, что вопрос о строительстве третьего терминала ввиду его особой сложности решено отложить на потом. А вот условия конкурса на управление двумя существующими в Шереметьево терминалами предполагалось утвердить не позднее чем через две недели.

Однако, видимо, и с уже построенными терминалами дело оказалось не столь простым. В прошлую субботу премьер вынужден был вернуться к этой теме. Он сообщил журналистам, что пакет тендерной документации по аэропорту Шереметьево, разрабатываемой Министерством имущественных отношений, правительство теперь ожидает к 22 сентября. Сразу вслед за этим должен быть объявлен собственно конкурс. Если не возникнет неожиданных проблем, оговорился премьер.

За прошедшее с 2001 года время круг претендентов на управление аэропортом изменился. Теперь в нем не фигурируют ни «Аэрофлот», ни безымянный иностранный инвестор. Бороться за Шереметьево будут, как ожидается, две российские финансово-промышленные группы -- «Альфа» и НРБ, заявившие соответствующие претензии весной этого года. Впрочем, НРБ вчера сообщил, что предпочел бы обойтись без конкурса.

«Если конкурс объявят, мы вынуждены будем в нем участвовать, но я считаю такой вариант развития событий странным и антигосударственным», -- заявил газете «Время новостей» президент НРБ Александр Лебедев. Он опасается, что от передачи Шереметьево в частное управление имущественные интересы государства пострадают дважды. Во-первых, в самом аэропорту, а во-вторых, в авиакомпании «Аэрофлот», где казне принадлежит 51% акций. Лебедев считает, что модернизацию аэропорта любой гипотетический управляющий постарается провести за счет «Аэрофлота».

В связи с этим Лебедев заявил, что он в принципе не претендует на управление Шереметьево. Правильнее всего, считает президент НРБ, было бы вернуться к первоначальной идее и сформировать управляющую компанию с участием лишь администрации аэропорта и «Аэрофлота». Отметим, что НРБ владеет 30% акций «Аэрофлота», являясь крупнейшим после государства акционером авиакомпании.

Вчера НРБ обратился к правительству с просьбой отложить конкурс на управление Шереметьево до весны 2004 года. Отсрочку банк намеревается использовать для того, чтобы похоронить идею конкурса в принципе, и особого секрета НРБ из этого не делает. В распространенном вчера заявлении банка говорится: «Передача же в управление прибыльных компаний (прибыль в 2002 году аэропорта Шереметьево превысила 20 млн долл., а компании «Аэрофлот» -- 115 млн долл.) в частные руки не представляется НРБ экономически целесообразной». Одновременно НРБ считает, что «правительство РФ как главный акционер и ОАО «МАШ», и ОАО «Аэрофлот» через своих представителей в менеджменте и советах директоров в состоянии самостоятельно в кратчайшие сроки без привлечения сторонних частных организаций реализовать проекты реконструкции и строительства...».

«Альфа-Групп», очевидно, придерживается по этому поводу особого мнения. В июле группа создала дочернюю компанию «Альфа-Шереметьево» специально для борьбы за право управлять главным аэропортом страны. Генеральным директором этой фирмы был по совместительству назначен вице-президент компании «Альфа-Эко» Игорь Барановский, возглавляющий по основному месту работы департамент общественных связей. Связаться с ним корреспонденту газеты «Время новостей» не удалось из-за занятости г-на Барановского.

Михаил КУКУШКИН