Время новостей
     N°192, 16 октября 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.10.2008
Реформа РЖД: нужна ли корректировка?
Финансовый кризис, негативные последствия которого ощутили на себе все без исключения отрасли экономики, добрался до железных дорог. По времени он совпал с третьим этапом структурной реформы, предполагающим дробление ОАО «РЖД» на ряд конкурирующих между собой компаний.
Еще до обвала на фондовых биржах многие специалисты высказывались о сомнительности подобного шага, с наступлением же финансового кризиса проблема выбора механизма внедрения конкуренции в железнодорожной отрасли зазвучала острее.
Недавно ход реформы в целом и необходимость корректировки ее курса обсуждались в рамках слушаний в Общественной палате РФ, участие в которых приняли представители профильных министерств, ОАО «РЖД», эксперты отрасли. По мнению участников слушаний, программа структурной реформы формировалась на основе реалий конца 1990-х годов, а достигнутые результаты неоднозначны, поэтому сегодня целесообразно проанализировать, насколько соответствуют запланированные мероприятия реформы изменившимся социально-экономическим и политическим условиям и нынешнему состоянию железнодорожного транспорта.
Мировая практика показывает, что в кризисных условиях компании стремятся к консолидации, а не к дроблению. При этом, как подчеркнули эксперты, одной из первых целей реформы в любых странах было повышение конкурентоспособности железных дорог по отношению к другим видам транспорта. «К сожалению, эта цель практически отсутствует в программе реформирования, -- отмечает генеральный директор Института проблем естественных монополий Юрий Саакян. -- Сегодня железнодорожный транспорт начинает проигрывать конкурентную борьбу автомобильному и даже авиационному, если говорить о пассажирских перевозках».
Большинство участников слушаний высказались за проведение всестороннего анализа достигнутых результатов, сопоставив их с основными целями реформы, а также за сравнение цены и эффекта реформы. Эту работу важно выполнить в самые сжатые сроки, поскольку это поможет оценить риски и при необходимости откорректировать программу структурной реформы на железнодорожном транспорте.

Антон ИЛЬИН