Время новостей
     N°183, 03 октября 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.10.2008
Диалоги в Петербурге
Дмитрий Медведев и Ангела Меркель понимают друг друга на уровне нейтронов и протонов
Канцлер Германии Ангела Меркель очень любит Россию. По частоте визитов с ней мог бы конкурировать разве что президент Франции Николя Саркози. Вчера это была уже ее пятая за последние семь месяцев встреча с российским президентом Дмитрием Медведевым. А по географии своих поездок она оставила г-на Саркози далеко позади. Тот неизменно приезжает в столицу нашей родины, в то время как госпожа канцлер месяц назад приезжала в Сочи, а вчера посетила Санкт-Петербург. По тематике все встречи крайне схожи. Лидеры двух государств вновь говорили о мировом финансовом кризисе, событиях на Кавказе и энергопоставках. Но несмотря на частые переговоры, а также небывалый подъем в экономических отношениях (товарооборот по итогам года может составить рекордные 60 млрд долл.), до подлинно хороших отношений еще далеко. Г-жа Меркель вчера увязала возможность возобновления переговоров по новому соглашению о партнерстве и сотрудничестве между Россией и Евросоюзом с успехом на женевских консультациях, где будет обсуждаться статус Грузии и присутствие России в регионе. При этом она заявила, что с точки зрения Германии территориальная целостность Грузии не подлежит сомнению.

Сегодня в ФРГ отмечают национальный праздник -- День германского единства. "Не будь объединения двух Германий, мне не стать бы канцлером", -- пошутила г-жа Меркель. Видимо, поэтому одним из первых пунктов в ее программе значилась краткая беседа с единственным президентом СССР Михаилом Горбачевым, внесшим неоценимый вклад в объединение двух Германий. Но в последний момент он не приехал, и г-жа Меркель лишь передала ему привет. Однако образ разрушенной стены не покидал ораторов. «У нас бывают разговоры, что хорошо бы Берлинскую стену построить вокруг Германии, но в современном мире изолироваться невозможно», -- сказала г-жа канцлер.

С ней согласился и Дмитрий Медведев. «Как невозможно возродить Берлинскую стену, так невозможно вернуть «холодную войну», -- ответил он на часто звучащие в адрес России обвинения.

По мнению российского президента, в ухудшении мировой обстановки виновата не Россия. "Мы столкнулись с ситуацией, когда лицемерие и безрассудство... приводит к попыткам набрать себе очки на мировой арене. Еще Уинстон Черчилль говорил: "Если истина многогранна, то ложь многоголосна", -- заявил Дмитрий Медведев, выступая на российско-германском форуме общественности "Петербургский диалог".

Канцлер Меркель тем не менее вновь решила уточнить. "По кризису на Кавказе у нас неодинаковое мнение. Российская реакция рассматривается нами как непропорциональная», -- заявила она. Впрочем, обе стороны уже не раз заявляли свои позиции. Дмитрий Медведев даже повторил шутливую фразу немецкого сопредседателя форума Лотара де Мезьера о том, что какие бы ни были жаркие споры, главное, чтобы потом стороны шли вместе ужинать. «Для ужина еще рано, но мы обязательно вместе пообедаем», -- сказал г-н Медведев своей германской коллеге.

Зато стороны обнаружили взаимопонимание по такому ключевому вопросу, как новая мировая архитектура. По мнению г-жи Меркель, необходимо создавать новые механизмы мировой архитектуры при одновременном усилении действующих международных институтов, таких как ООН. В свою очередь г-н Медведев напомнил о российских предложениях по новой архитектуре, высказанных им во время первой встречи с г-жой Меркель в Берлине в начале июня этого года. Он предлагает принять новый, обязывающий все европейские державы договор коллективной безопасности: "Мы хотим сделать его, по сути, островом стабильности, естественно, без исчезновения других уже существующих институтов".

Дмитрий Медведев уточнил, что передал конкретное предложение германской стороне, но на итоговой пресс-конференции г-жа Меркель никак не прокомментировала эту тему, пообещав обсудить ее позднее. Пока же она предложила активизировать отношения между Россией и НАТО.

Дмитрий Медведев между тем развивал тему ответственности США за мировой финансовый кризис, к которой он в последние дни не раз обращался: "Время доминирования одной экономики, пусть даже самой развитой и сильной, и одной валюты прошло. Мы должны работать над формированием более справедливой финансовой системы в мире. Ни одна экономика не может принимать на себя функции мегарегулятора, чтобы проблемы одного в любой момент не стали проблемой остальных".

И наконец, по теме строительства газопровода "Северный поток" из России в Германию по дну Балтийского моря стороны продемонстрировали уже полное взаимопонимание.

Кроме договоренностей в энергосфере важнейшими итогами переговоров стали договоренности по активизации работ в сфере повышения энергоэффективности экономики и модернизации здравоохранения. Стороны собираются осуществить несколько совместных проектов в области высоких технологий. Например, решено создать совместный европейский центр по изучению нейтронов и протонов.

Вера СИТНИНА, Санкт-Петербург