Время новостей
     N°150, 19 августа 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.08.2008
Ядерная держава без сильных личностей
Запад, армия и парламент отвернулись от пакистанского президента Мушаррафа
164-миллионный Пакистан, который с 1998 года является обладателем ядерного оружия, остался без сильного лидера. Вчера президент Первез Мушарраф, крепко державший бразды правления почти десять лет и считавшийся главным союзником США в Южной Азии и на Среднем Востоке, заявил в телеобращении: «Я не хочу, чтобы наш народ все глубже погружался в неопределенность. В интересах нации я решил уйти в отставку. Я ничего не прошу, пусть народ решает мою судьбу». Этому выступлению предшествовало сообщение правящей парламентской коалиции в составе Пакистанской народной партии (ПНП) и Пакистанской мусульманской лиги-Н (ПМЛ-Н) о завершении подготовки процесса импичмента президента. В списке обвинений -- нарушения конституции, коррупция, «плохое руководство страной и экономикой». Новый президент будет избран в течение месяца, пока же эти обязанности перешли к председателю верхней палаты парламента Мохаммаду Сумро.

На случившееся спокойно отреагировали США и Великобритания. Президент США Джордж Буш, по версии лондонского еженедельника «Санди таймс», решил попросту «сдать» слабеющего под натиском оппозиции генерала. Буш велел не соединять его с президентом Пакистана, не раз звонившим ему в последние дни, и посоветовал пакистанскому премьеру от оппозиции Юсуфу Раза Гилани распорядиться дальнейшей судьбой Мушаррафа «гуманно». Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Ирина Серенко в беседе с корреспондентом «Времени новостей» не исключила вчера, что Буш и Гилани обговорили уход Мушаррафа во время визита премьера Пакистана в США в июле.

Британцы тоже известили Мушаррафа, что его «время истекло», и вместе с саудовцами посредничали в выработке соглашения об условиях его отставки. Глава британского МИДа Дэвид Милибанд вчера заявил, что "Пакистану нужны сильные органы власти, а не сильные личности". Анонимные представители правящей коалиции Пакистана говорят, что Мушаррафу, возможно, предоставят «безопасный выезд из страны», но госсекретарь Кондолиза Райс заявила, что вопрос о его приезде в США пока не обсуждается. Она сказала, что хотя Мушарраф и был "надежным партнером в борьбе с экстремизмом", но США сейчас "решительно поддерживают демократически избранное правительство Пакистана".

В Москве к уходу Первеза Мушаррафа отнеслись без восторга, но и без паники, выразив надежду на то, что это «не возымеет негативных последствий для стабильности в Пакистане». «В последние годы утвердилась позитивная динамика двусторонних связей, углубляется сотрудничество в борьбе с терроризмом и другими глобальными угрозами», -- отметил МИД России. Эксперт Ирина Серенко напомнила "Времени новостей", что 1 мая, в 60-ю годовщину установления дипотношений между Россией и Пакистаном, премьер Гилани подчеркнул «важность партнерства с Россией», поэтому отставка Мушаррафа «вряд ли скажется на двустороннем сотрудничестве».

Пожалуй, наибольшую тревогу испытывают соседи Пакистана по региону, особенно Индия. Обе страны не раз воевали, а ядерным оружием обзавелись почти одновременно. Бывший замглавы МИД Индии Канвал Сибал сказал, что роль армии Пакистана в принятии политических решений сохранится: "Эта роль станет менее заметной. Но привилегии армейской верхушки в экономике сохранятся. Они не уступят". Он предполагает, что стабильности в стране не будет и станет менее активной борьба против радикального движения "Талибан", действующего в Пакистане и в Афганистане.

К отставке Первеза Мушаррафа подвигло также и то, что в минувшие дни против него выступили четыре из шести местных законодательных собраний. Причем против Мушаррафа голосовали и депутаты от пропрезидентской Пакистанской мусульманской лиги-Кью. В итоге президент даже не воспользовался своим правом распустить парламент, хотя в последние дни он повторял, что отставки не будет. Пакистанская пресса уверяет, что Мушарраф согласился на сделку, предложенную оппозицией: уйти с поста до 20 августа в обмен на судебный иммунитет. Напомним, что в октябре 2007 года президента переизбрали на пятилетний срок обе палаты центрального парламента и провинциальные ассамблеи.

Армия тоже отвернулась от Мушаррафа. Главнокомандующий Ашфак Киани, которому генерал Мушарраф в ноябре 2007 года под давлением оппозиции передал командование армией, сказал ему, что «вооруженные силы не спасут президента, если он откажется уйти тихо», но заверил, что в случае добровольной отставки «не допустит возбуждения уголовного дела».

65-летний Первез Мушарраф пришел к власти в результате бескровного переворота в октябре 1999 года -- тогда армия свергла премьера Наваза Шарифа после того, как он, уже давно враждовавший с главкомом Мушаррафом, не дал разрешения на посадку в Исламабаде самолету с генералом на борту и еще с 200 пассажирами. Топлива у авиалайнера оставалось на десять минут полета. Самолет все-таки сел, а Мушарраф вскоре занял кресло президента. Сразу же после этих событий генерал обвинил в коррупции и выслал из страны Наваза Шарифа и главу ПНП экс-премьера Беназир Бхутто. Ее муж, Асиф Али Зардари, долгое время провел в тюрьме. Сейчас ситуация обратная -- тюрьмой пригрозили Мушаррафу.

Напомним, что после терактов 11 сентября 2001 года Первез Мушарраф начал вместе с США воевать с талибами, которых Пакистан ранее поддерживал. В 2002 году сторонники генерала выиграли всеобщие выборы, и «президент в погонах» провел реформы, в частности, приведшие женщин в парламент и улучшившие инвестиционный имидж страны.

Кризис начался в марте 2007 года с увольнения Мушаррафом верховного судьи Ифтихара Чоудри и еще 60 судей с тем, чтобы, как посчитали противники президента, гарантировать свое переизбрание. Демонстрациями и стычками оппозиции с полицией воспользовались «пакистанские талибы», захватившие в июле комплекс Красной мечети в Исламабаде. После уничтожения армией порядка сотни экстремистов по стране прокатилась волна терактов. В ноябре президент почти на месяц ввел чрезвычайное положение, сопровождавшееся помимо борьбы с радикалами новыми увольнениями судей и заключением в тюрьмы сотен оппозиционеров.

Перед февральскими парламентскими выборами Первез Мушарраф вернул Наваза Шарифа на родину и начал переговоры о разделе власти с ранее приехавшей из эмиграции Беназир Бхутто. Но она 28 декабря погибла в теракте. На выборах победили ПНП во главе с Зардари, вдовцом Бхутто, и ПМЛ-Н Шарифа. В этом месяце они вместе начали процедуру импичмента президента. Мушарраф, до этого успешно переживший как минимум три покушения террористов, на этот раз решил не испытывать судьбу, но заявил: «Люди ждали от нового правительства решения их проблем, но вместо этого началась вендетта».

Александр САМОХОТКИН