Время новостей
     N°95, 02 июня 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.06.2008
Ревность муниципала
Помочь малому бизнесу можно, лишь сократив доходы местной казны
На этой неделе правительство намерено внести в Думу законодательные предложения, касающиеся упрощения режима работы предприятий малого бизнеса. Эти инициативы поступят в парламент как часть большого налогового пакета законопроектов. Как известно, в начале прошлой недели премьер Владимир Путин заявил, что предполагается существенно расширить перечень видов деятельности, которыми можно заниматься на основе патентов. Широкий жест рассчитан на вывод из тени не столько тех, кто идентифицирует себя в качестве малого предпринимателя, сколько на армию так называемых «самозанятых» -- кто время от времени подрабатывает репетиторством, поклейкой обоев в квартирах или стрижкой собак на дому.

Выкупив патент и легализовавшись, они смогут общаться с налоговиками всего лишь раз в году, а сам налог платить в рассрочку. Правда, новым налоговым новациям не рады местные власти, всячески блокирующие использование патентов на своей территории.

Из почти шести десятков видов деятельности, по которым Налоговый кодекс позволяет выдавать патенты в рамках упрощенного налогообложения, местные власти обычно ограничиваются одним-двумя десятками. Исключение составляет разве что Москва, где по патенту можно работать почти по 50 направлениям. Патенты на разные услуги сильно различаются в цене: с высокодоходных сфер деятельности власти рассчитывают и налогов собирать больше. Меньше других платят за патенты владельцы пунктов по ремонту одежды, мини-химчисток и частных прачечных. Чуть дороже патенты на ремонт обуви, еще дороже -- на озеленительные работы, ремонт металлоизделий и часов, перевозку пассажиров и грузов. Одни из самых дорогих патенты на электромонтажные, строительные и сантехнические услуги. Высокодоходными считаются банный бизнес, парикмахерские и косметические салоны.

Патентная система налогообложения малого бизнеса в теории довольно удобна. Купив патент, предприниматель уже по факту использования «упрощенки» освобождается от уплаты подоходного, единого социального налога, НДС и налога на имущество. При использовании упрощенного налогообложения на основе патента налог уплачивается исходя из потенциально возможного годового дохода, примерный размер которого устанавливается региональными законами. Но на практике воспользоваться патентом весьма затруднительно.

Получить патент сегодня можно, лишь имея не просто малый, а микробизнес, в котором не заняты наемные работники. Если же таковые имеются, то им приходится платить по «черной кассе» либо же переходить на общую систему налогообложения. Правительство предлагает снять это ограничение и разрешить обладателям патентов нанимать до пяти работников, одновременно увеличив количество видов деятельности, по которым можно будет работать на патентной системе.

Однако о самой большой проблеме, которая препятствует сегодня легализации малого бизнеса и массовому переходу на патенты, правительство упомянуло лишь вскользь. Дело в том, что решение о патентах принимается на одном уровне власти -- на местном, а налоги, собранные благодаря патентам, идут на другой -- региональный.

В стране одновременно существует три различных варианта налогообложения малого бизнеса: общая, упрощенная система налогообложения (УСН), подразумевающая патенты и единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Муниципальные власти на свое усмотрение могут переводить на ЕНВД отдельные виды деятельности. Обычно это те сферы, где государству технически сложно контролировать доходы предпринимателя и правильность уплаты им налогов. Система ЕНВД вводилась для снижения налогового «минимизаторства», и, как правило, на ЕНВД переведены автомастерские, автомойки, автопарки маршрутных такси. В отличие от УСН, на которую переход добровольный, «вмененка» строго обязательна для предпринимателя, если в городе конкретный вид деятельности переведен на ЕНВД.

В регионах возникает конкуренция двух специальных режимов -- упрощенного с патентами и вмененного. Поскольку система ЕНВД местными властями применяется очень широко, она покрывает практически все те виды, которые теоретически могли бы быть переведены на патенты. Муниципалы очень ревностно следят за тем, чтобы доходная база их казны не уменьшалась. Если деятельность уже обложена единым налогом на вмененный доход, патент по этому направлению не выдается. Развивать же патентную систему муниципалам невыгодно: доходы все равно уйдут на региональный уровень. Поэтому даже если перечень патентных видов деятельности будет расширен, круг тех, кто сможет воспользоваться этим подарком правительства, останется все столь же узким, если на федеральном уровне не будет принято какого-либо решения, принуждающего местные и региональные власти поровну делить налоговые доходы, которые они получают от малого бизнеса.

Ирина СКЛЯРОВА