Время новостей
     N°153, 27 августа 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.08.2007
Чем государство богатеет
Дефицитные бюджеты остались только в 11 российских регионах
Рост экономики и зарплат россиян способствует стремительному увеличению доходов региональных бюджетов. По данным Министерства финансов, в первом полугодии они выросли более чем на 35% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Примерно на столько же увеличились собственные доходы (без учета финансовой помощи из федерального центра) субъектов федерации. Этот рост обеспечили в основном два самых крупных источника -- налоги на прибыль и на доходы физических лиц.

Как сообщил на заседании правительства в минувший четверг глава Минфина Алексей Кудрин, доходы бюджетов регионов увеличились в первом полугодии на 415 млрд руб. по сравнению с аналогичным периодом 2006 года. Совокупный профицит составил на 1 июля 269 млрд руб. Только 11 субъектов федерации завершили полугодие с дефицитом бюджета, сказал министр.

Не последнюю роль в улучшении состояния бюджетов территорий сыграл новый курс Минфина на поощрение регионов, которые добились наилучших финансово-экономических показателей. В начале лета Министерство финансов распределило 1 млрд руб. между субъектами, показавшими наилучшие результаты в социально-экономическом развитии и управлении финансами. Лучшими стали Липецкая область -- она получила 61,7 млн руб., Чувашия -- 58 млн руб. и Ростовская область -- 57,35 млн руб. Деньги, как признают в министерстве, не такие большие. Поэтому в следующем году премиальных будет уже 2 млрд рублей.

Минфин оценивал регионы по росту промышленности, инвестиций, собственных доходов, доходов на душу населения, продолжительности жизни, рождаемости и доле населения, находящегося за чертой бедности. Кроме того, среди критериев динамика расходов на содержание чиновников, величина аппарата управления в расчете на одного жителя, число бюджетников. Еще Минфин учитывал динамику кредиторской задолженности бюджетных учреждений, долю задолженности перед гражданами, количество нарушений Бюджетного кодекса, наличие среднесрочного плана развития, распространенность обязательного медстрахования, отношение долгов предприятий ЖКХ к объему их услуг.

К следующему распределению премий критерии будут уточнены, в том числе для более справедливого сравнения промышленных и сельскохозяйственных регионов.

Трехлетний бюджет России, впервые принятый на 2008--2010 годы, по общей оценке, еще более стимулирует регионы к активному расширению налоговой базы, поиску новых источников доходов. Дело в том, что субъекты федерации независимо от того, насколько вырастут их доходы, будут знать, что получат от федерального центра гарантированную сумму межбюджетных трансфертов. Иными словами, регионы получают мощный стимул зарабатывать без страха, что финансовую помощь урежут.

Правда, «поднять» свой регион за счет привлечения внешних заимствований руководители субъектов не смогут. Ограничения на привлечение внешних займов регионами накладывают закон «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» и Бюджетный кодекс (в настоящее время российские регионы могут размещать евробонды только в рамках рефинансирования существующего внешнего долга). В Минфине говорят, что условия привлечения внешних и внутренних заимствований для сильных регионов практически выравнялись и стремиться на зарубежный долговой рынок для них не имеет смысла.

Впрочем, поиски смысла -- занятие индивидуальное, и регионы вполне могли бы сами определить для себя, где им брать деньги на развитие. Объяснение запрета на иностранные кредиты в другом: вряд ли сегодня для страны было бы желательным привлечение новых порций долларов, тем более органами государственной власти, в условиях избытка денег в обращении.

«Мы полагаем, что через три года эта ситуация нормализуется и заимствования регионов не будут влиять на денежное обращение», -- говорил в июле заместитель министра финансов Антон Силуанов. По его словам, с 2011 года смогут привлекать внешние займы регионы, в доходах которых финансовая помощь из федерального бюджета составляет менее 5%. Таких регионов, по оценке заместителя министра, будет порядка десяти.

На фоне улучшения финансово-экономического состояния регионов федеральные чиновники перестали пугать территориальные власти различного рода ограничениями их деятельности (в зависимости от доли трансфертов из центра в региональном бюджете), вплоть до введения внешнего финансового управления. Эта мера воздействия на нерадивые регионы, неоднократно предлагавшаяся полномочным представителем президента в Южном федеральном округе Дмитрием Козаком, ныне предусмотрена федеральным законодательством. Среди регионов, которые теоретически могли бы попасть «под раздачу», называются главным образом Ингушетия, Чечня и Дагестан. Однако сегодня федеральному центру явно не с руки ссориться с местными элитами, которые категорически против столь глубокого вмешательства Москвы в свои хозяйственные и финансовые дела.

Михаил ВОРОБЬЕВ