Время новостей
     N°151, 23 августа 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.08.2007
Средние самолеты выходят на первый план
Boeing и Airbus прицелились на один сектор российского рынка
Европейский авиакосмический холдинг EADS начал переговоры с российской Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) о своем участии в разработке нового ближне- и среднемагистрального самолета. В России этот проект известен под техническим названием МС-21 и считается одним из наиболее перспективных направлений развития отечественного авиапрома. Как отметил вчера исполнительный директор EADS Томас Эндерс, в этой работе холдинг готов использовать опыт создания и эксплуатации семейства самолетов А320 -- самого успешного на сегодня (по количеству проданных экземпляров) проекта дочерней компании EADS -- Airbus. МС-21 задуман как машина того же класса, что и А320.

Г-н Эндерс сделал это сообщение на пресс-конференции в рамках проходящего сейчас в Жуковском международного авиасалона МАКС-2007. На вопрос корреспондента «Времени новостей», зачем EADS своими руками собирается создавать в России конкурента своему самолету, который пользуется хорошим спросом, в том числе и со стороны российских авиакомпаний, г-н Эндерс пояснил, что с европейской помощью МС-21 появится не так скоро. «Обе стороны (ОАК и EADS. -- Ред.) находятся на самой ранней стадии переговоров, -- сообщил г-н Эндерс. -- Мы договариваемся о предварительных исследованиях рынка, которые должны помочь нам определить характеристики будущего самолета».

По мнению исполнительного директора EADS, российский самолет появится к тому времени, когда А320 будет близок к завершению своего жизненного цикла, и ему естественным образом потребуется замена. Впрочем, это не значит, что такой заменой в общемировом масштабе будет именно МС-21. Airbus уже разрабатывает концепцию собственного среднемагистрального самолета следующего поколения.

Главный мировой конкурент Airbus -- американская авиастроительная корпорация Boeing -- вчера в рамках салона МАКС-2007 представила свой прогноз рынка авиатехники в России и СНГ. Из него следует, что ближайшие 20 лет авиакомпании этой части мира купят 470 среднемагистральных самолетов общей стоимостью 30 млрд долл. В прогнозе этот класс машин обозначен как «лайнеры, имеющие пассажировместимость, аналогичную модели Boeing-737». Американские авиастроители, естественно, надеются, что местные потребности в самолетах этой модели и будут удовлетворены именно этой моделью, а не российскими или европейскими аналогами. Крег Джонс, вице-президент гражданского подразделения Boeing, ответственный за продажи в России и СНГ, сказал вчера, представляя прогноз: «Мы ожидаем, что в России и странах СНГ будет значительно расти спрос на авиаперевозки. За последние десять лет объем внутренних и международных перевозок возрос в этих странах на 36%. Основные экономические показатели указывают на то, что рост в данном регионе продолжится».

Причем, по расчетам Boeing, среднемагистральные самолеты составят здесь в ближайшие 20 лет основной сегмент (44%) рынка гражданских самолетов, который в целом оценивается американскими экспертами в 70 млрд долл. Чуть меньше (43%) придется на самолеты регионального класса, которые ни Boeing, ни Airbus не делают, поэтому сегмент им одинаково неинтересен.

Сектор дальнемагистральных самолетов, в котором они могли бы побороться, составит в СНГ всего 11% рынка авиатехники, а на самолеты большой пассажировместимости, класса Boeing -747 или А380, пойдет лишь 2% денег, которые авиакомпании региона потратят на воздушные суда за два ближайших десятилетия.

Михаил КУКУШКИН
//  читайте тему  //  Авиапром