Время новостей
     N°64, 12 апреля 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.04.2007
«Мракобесие» для «Дальавиа»
«Аэрофлот» и «Альянс» не поделили аэропорт Хабаровска
Генеральный директор «Аэрофлота» Валерий Окулов два дня провел в Хабаровске, где представлял краевым и окружным властям свой план поглощения местной авиакомпании «Дальавиа». Вчера перед отлетом г-на Окулова домой хабаровские противники этой идеи устроили московскому гостю демонстрацию силы. Аэропортовый заправочный комплекс отказал «Дальавиа» в горючем (за долги), из-за чего были задержаны на пять-шесть часов три рейса компании: Хабаровск--Иркутск--Санкт-Петербург, Хабаровск--Краснодар и Санкт-Петербург--Хабаровск--Южно-Сахалинск. Самолет г-на Окулова заправился и улетел в Москву без задержек. На прощание гендиректор «Аэрофлота» назвал происшедшее «мракобесием».

Концепция развития, принятая «Аэрофлотом» в конце января, предполагает создание его дочерней компании на Дальнем Востоке на базе госактивов авиакомпаний ФГУП "Дальавиа", ОАО "Сахалинские авиатрассы", ФГУП "Магаданские авиалинии" и ОАО "Владивостокавиа" (см. «Время новостей» от 1 февраля). Валерий Окулов в Хабаровске разъяснял преимущества этой схемы губернатору края Виктору Ишаеву, другим руководителям Дальневосточного федерального округа и местным представителям заинтересованных ведомств. Руководство самой авиакомпании «Дальавиа» не возражает против вхождения в состав «Аэрофлота». Однако у проекта в регионе есть влиятельные недоброжелатели. Это стало очевидно вчера. Компания «Альянс-пром», обеспечивающая Хабаровский аэропорт керосином, выбрала завершающий день визита г-на Окулова для того, чтобы известить о прекращении поставок топлива самолетам «Дальавиа». По версии «Альянс-пром», резкий шаг был продиктован тем, что авиакомпания задолжала за предыдущие поставки 14 млн руб. Конфликт разрешился где-то к восьми часам вечера по местному времени (то есть в полдень по Москве). Г-н Окулов, который отбывал самолетом своей собственной авиакомпании, а потому лично не пострадал от нехватки керосина, провел пресс-конференцию, на которой резко критиковал «монопольное положение» «Альянс-пром» как поставщика авиатоплива в Хабаровске. «Такими действиями пытаются выкручивать руки авиаперевозчикам», -- заявил г-н Окулов.

После этого «Дальавиа» частично оплатила свой долг и согласовала с «Альянс-пром» график дальнейшего погашения. А директор «Аэрофлота» по связям с общественностью Лев Кошляков сказал вчера «Времени новостей», что 14 млн руб. -- это «нормальный» размер текущей задолженности авиакомпании масштаба «Дальавиа» за топливо. Такая сумма, по его мнению, никак не может оправдать прекращение поставок. «Это была демонстрация, приуроченная к визиту главы «Аэрофлота», -- считает г-н Кошляков.

По его словам, группа «Альянс», в которую входит «Альянс-пром», владеет одним из двух терминалов Хабаровского аэропорта (второй входит в состав «Дальавиа» и должен быть выделен из нее в процессе акционирования, который будет предшествовать вхождению авиакомпании в состав дальневосточной «дочки» «Аэрофлота»). По словам г-на Кошлякова, «Аэрофлот» рассчитывает за три года создать «дочку», а на базе Хабаровского аэропорта сформировать хаб (региональный авиаузел).

У группы «Альянс» собственные виды на аэропорт. «Для них интереснее слабая «Дальавиа» без «Аэрофлота», -- считает г-н Кошляков. Кроме того, «Альянс» не могут не раздражать призывы «Аэрофлота» к организации альтернативного снабжения топливом во всех аэропортах России вообще и в Хабаровске в частности. «Мы разговаривали с губернатором Виктором Ишаевым о разрешении «Аэрофлоту» иметь собственные хранилища топлива в аэропорту или о допуске туда еще одного поставщика, -- рассказал г-н Кошляков «Времени новостей». -- Вторым поставщиком вполне могла бы стать «Роснефть».

Хабаровский НПЗ (мощность 4,7 млн тонн в год), принадлежащий группе «Альянс», доминирует не только в заправочном комплексе аэропорта, но на всем топливном рынке края. В крае есть еще Комсомольский-на-Амуре НПЗ мощностью 6,3 млн тонн, принадлежащий «Роснефти». Он тоже выпускает авиатопливо, однако вряд ли сможет составить конкуренцию местным поставщикам. Во-первых, транспортные расходы неизбежно делают «комсомольский» керосин в Хабаровске дороже местного. Во-вторых, авиакеросин, выпускаемый Комсомольским НПЗ, экспортируется в Китай, и переориентировать его на российский рынок невыгодно.

Высокопоставленный представитель группы «Альянс», не пожелавший публиковать свое имя, назвал инцидент не заслуживающим внимания. Тем не менее он не стал отрицать интереса группы к аэропорту, а возможно, и к самой авиакомпании «Дальавиа». «Вряд ли этот конфликт стоит таких заявлений г-на Окулова, -- сказал собеседник «Времени новостей». -- Скорее просто накопилось раздражение, и он выплеснул его на нас. Ведь перед этим у них состоялся тяжелый разговор с губернатором Ишаевым».

«Альянс» мог выступить в качестве оператора Хабаровского аэропорта, пусть это будет хаб, в котором присутствовали бы несколько авиаперевозчиков -- «Аэрофлот», «Дальавиа», иностранные компании, -- говорит представитель нефтяной группы. -- Мы понимаем, что можем потянуть это и технически, и финансово». По его словам, «Альянс» не отказывается и от выкупа авиационного бизнеса «Дальавиа», хотя этот актив группу привлекает меньше.

«Альянс», утверждает представитель группы, уже направил свою программу развития аэропорта в Министерство транспорта. Ожидается, что представители Минтранса и «Альянса» проведут в течение ближайших двух недель встречу, чтобы обсудить «проблему с «Аэрофлотом».

Михаил КУКУШКИН, Анна ГОРШКОВА