Время новостей
     N°63, 11 апреля 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.04.2007
Президент против монстров
Владимир Путин вплотную занялся реформированием железных дорог
Владимир Путин в этом году, судя по всему, активно намерен заниматься ходом реформирования естественных монополий. Если в прошлом году он провел несколько совещаний по развитию электроэнергетики (большинство которых оказались малоэффективными) и теперь ожидает конкретных решений, то в сфере железнодорожного транспорта по большому счету еще только предстоит определить модель преобразований. До сих пор президент ограничивался только пожеланием не заниматься резким повышением тарифов на пассажирские перевозки, которое успешно было полностью проигнорировано как РЖД, так и Федеральной службой по тарифам (и эта тенденция, по-видимому, будет продолжена и в следующем году). Теперь же, судя по всему, настало время для кардинальных преобразований.

Вчерашнее совещание прошло в Ново-Огареве в узком кругу, на нем присутствовали лишь премьер Михаил Фрадков, президент РЖД Владимир Якунин, глава президентской администрации Сергей Собянин, помощник президента Игорь Шувалов, начальник экспертного управления президента Аркадий Дворкович, министры экономического развития и транспорта Герман Греф и Игорь Левитин. Показательно было отсутствие главы совета директоров РЖД -- вице-премьера Александра Жукова.

«Необходимо не только преодолеть нарастающий износ основных фондов, а эта проблема является одной из основных и главных, поскольку этот износ составляет, напомню, около 60%, но и создать новую для России инфраструктуру высокоскоростного сообщения, -- заявил президент России во вступительном слове. -- Предстоит, кроме того, обеспечить транспортную доступность новых месторождений и перспективных производственных районов... И фактически обустроить малообжитые территории страны». Похвалив РЖД за улучшение экономических показателей в последние несколько лет, Владимир Путин тем не менее признал: «Ясно и то, что такая реформа не может быть проделана только за счет собственных средств компании «Российские железные дороги». Он напомнил, что недавно обсуждал эту проблему с г-ном Якуниным -- собеседники пришли к выводу, что компания не сможет мобилизовать требуемый объем ресурсов даже при повышении действующих железнодорожных тарифов. В этом году г-н Якунин публично протестовал против установленных для РЖД (как для естественного монополиста) грузовых тарифов, так как они недостаточны для развития компании. Предложения железнодорожников были частично удовлетворены -- как заявил на днях Герман Греф, МЭРТ пересмотрело прогноз развития экономики на ближайшие три года и несколько увеличило железнодорожные тарифы: «Мы учли ту инвестиционную программу, которую ОАО «РЖД» представило нам, и она сопряжена как с развитием инфраструктуры, так и с необходимостью обновления подвижного состава, в первую очередь локомотивного парка, и разработкой новых образцов техники, локомотивов в первую очередь».

Владимир Путин посоветовал найти деньги в двух других источниках. «Здесь надо привлекать частный капитал, шире применять механизмы частно-государственного партнерства, -- сказал он вчера. -- И такой опыт у правительства уже есть. Нужно активнее использовать инвестиционный фонд, а это значит -- мы обсуждали тоже это недавно -- это потребует от нас дополнительных шагов по укреплению инвестиционного фонда и по его наполнению». Конкретных цифр на совещании (во всяком случае на его открытой для журналистов части) названо не было. Г-н Якунин после совещания лишь сообщил, что увеличение пропускной способности Транссибирской магистрали обойдется в 140 млрд долл. По его словам, инвестиционного фонда на это не хватит. Источник недостающих средств был назван не совсем прямо, но достаточно понятно: "Был поставлен вопрос о решении проблемы, в частности путем бюджетного финансирования", -- указал г-н Якунин.

Зато президент напомнил руководителю РЖД об уникальном положении, которое занимает железнодорожная монополия в российском народном хозяйстве, и о социальных, экономических и политических обязательствах, которые вытекают из этого положения. Как известно, в феврале достиг апогея спор между РЖД и Минтрансом о будущей схеме рынка железнодорожных грузовых перевозок. РЖД желало выделить из себя одну специализированную грузовую компанию, а министерство настаивало, что их нужно как минимум две -- для конкуренции. В итоге Минтранс подал свое предложение на рассмотрение правительства без согласования с РЖД (см. «Время новостей» от 1 марта). Правительственное решение по этому крайне щекотливому вопросу пока не принято. «Если мы создадим каких-то монстров, которые задушат конкуренцию, то никакого рынка мы здесь не создадим», -- заявил Владимир Путин. Впрочем, конкретного графика завершения реформирования отрасли, которое в прошлом году несколько застопорилось, на совещании не огласили.

Президент России лишь в очередной раз потребовал, чтобы эта реформа «не ущемляла интересы пассажиров»: «На это хочу обратить особое внимание. За реструктуризацию отрасли люди не должны платить из собственного кармана. Это дело государства, и государство должно обеспечить нормальную реформу отрасли. Подчеркну, что социальный аспект развития железных дорог следует поставить в самый центр модернизации». В последние годы государство совершенно не уделяет внимания проблеме роста тарифов на перевозки пассажиров. Оно признало, что социальными являются только перевозки в плацкартных и общих вагонах, число которых неуклонно сокращается. Кроме того, из-за введения регулирования тарифов по сезонам реально стоимость билета в дни массовых перевозок вырастает не на продекларированные средние 12%, а на все 25% и более. А если говорить о поездках в купейных вагонах, в которые малоимущим пассажирам приходится пересаживаться, то РЖД активно пользуется правом самостоятельно устанавливать тарифы, и в пиковые дни там цены вырастают на 60% и выше. И даже постоянные напоминания президента о недопустимости такого положения дел не меняют ситуации.

Зато Владимир Якунин после вчерашнего совещания пообещал журналистам сохранить льготы на проезд в поездах дальнего следования для школьников и студентов. Он, правда, отметил, что в нынешнем законодательстве такие скидки не предусмотрены. "Но президент поручил правительству решить вопрос льготного проезда для студентов и школьников", -- сообщил г-н Якунин.

А говоря о сроках строительства скоростной магистрали Москва--Петербург, президент РЖД не смог остаться серьезным. «На вопрос журналистов, когда будет реализован этот давно обещанный проект, г-н Якунин в шутку заметил: "При условии, что я доработаю до 2012 года, я готов гарантировать (реализацию проекта в срок)", -- так передает этот момент общения с прессой РИА Новости.

Михаил КУКУШКИН, Николай ГОРЕЛОВ