Время новостей
     N°35, 28 февраля 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.02.2007
Долгая дорога в ядерных дюнах
«Шестерка» готовит очередную резолюцию по Ирану
Завтра представители стран «шестерки», занимающейся иранской ядерной проблемой (Россия, США, Китай, Великобритания, Франция и Германия) возобновят обсуждение проекта резолюции Совбеза ООН по Ирану. Однако новой встречи не запланировано: стороны проведут телефонную конференцию.

Продолжить общение по телефону «политдиректора», то есть заместители глав МИДов «шестерки», решили на встрече в понедельник в Лондоне. Итоговое коммюнике расплывчато констатирует, что «состоялась первая продуктивная дискуссия относительно дальнейших шагов» в свете невыполнения Ираном резолюции 1737 Совбеза ООН, принятой в декабре 2006 года и требовавшей от Тегерана приостановки всей деятельности в сфере обогащения урана. Одновременно СБ ООН запретил поставки в Иран материалов и технологий, связанных с обогащением урана и ракетными программами.

Пресс-секретарь госдепартамента США Шон Маккормак вчера решительно заявил, что Белый Дом ожидает «новой резолюции Совбеза или дополнительных мер, которые усилят дипломатическое давление на Иран». Британский премьер Тони Блэр сказал, что Иран «глубоко заблуждается», открыто игнорируя требования ООН о приостановке ядерной программы. В Лондоне и Вашингтоне считают, что новые меры воздействия должны как минимум запретить зарубежные поездки высших иранских руководителей и ограничить экономическое сотрудничество с Тегераном. Однако глава иранского МИДа Манучер Моттаки заявил вчера, что требование приостановки обогащения урана «нелегально и нелегитимно. Это не произойдет никогда».

В этих условиях Москва пытается добиться взвешенного решения по проекту новой резолюции в рамках «шестерки», пытаясь при этом склонить к компромиссу несговорчивый Тегеран. Эти усилия продолжаются на фоне множащихся свидетельств о подготовке США военных ударов по Ирану. Вчера глава МИД России Сергей Лавров вновь отверг военный путь решения иранской проблемы: «Думаю, никто не хочет идти на войну. Нужно сделать все, чтобы ее не было». «Здесь нет пределов креативности. Но пока ни со стороны США, ни со стороны Ирана откликов на эту креативность нет», -- добавил министр.

Директор Центра политических исследований России, главный редактор журнала «Индекс безопасности» Владимир Орлов уверен, что политическое решение иранской ядерной проблемы все еще достижимо. В беседе с «Временем новостей» он сообщил, что, по его данным, «в настоящее время по разным каналам продолжаются консультации с иранской стороной, в том числе в Вене в кулуарах Международного агентства по атомной энергии и в нейтральной Швейцарии. А раз они ведутся, значит, они нужны обеим сторонам, в том числе иранцам».

По словам эксперта, «американцы хорошо понимают, что уничтожить иранскую ядерную программу ударами с воздуха не получится. На президента Буша оказывает давление «ястребиная» группировка во главе с вице-президентом Диком Чейни. Она настаивает, что Буш до истечения полномочий (январь 2009 года. -- Ред.) должен отомстить Ирану за многолетние унижения Америки -- начиная с захвата заложников-дипломатов в 1979 году». Однако г-н Орлов отметил, что «предвыборные дебаты в США и настроения в обществе и конгрессе под влиянием неудач в Ираке становятся все более антивоенными. И потому преподнести сегодня американскому обществу под соусом ядерной опасности военную операцию против Ирана Белому Дому будет гораздо сложнее, чем пару лет назад».

Новая резолюция Совбеза ООН по Ирану не будет слишком радикальной. «Новые санкции против Тегерана, конечно же, будут введены, -- уверена завсектором Ирана Института востоковедения РАН Нина Мамедова. -- Однако они будут носить умеренный характер и останутся в рамках 41-й статьи Устава ООН, в которой идет речь о мерах торгово-экономического и дипломатического воздействия. 42-я статья, где говорится о возможности применения против Ирана военной силы, в новой резолюции Совбеза ООН задействована не будет», -- отметила эксперт в беседе с «ВН».

Петр ИСКЕНДЕРОВ
//  читайте тему  //  Ситуация в Иране