Время новостей
     N°30, 20 февраля 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.02.2007
EADS испугался реформ
Программа реструктуризации Airbus отложена
Европейский авиастроительный концерн EADS, в последние месяцы выступающий героем негативных новостей, вчера вновь оказался в центре общественного внимания. Вчера компания Airbus, которая входит в состав концерна, объявила: совет директоров EADS прервал обсуждение программы Power 8, которая должна определить принципы реструктуризации авиастроительного предприятия. Заседание совета будет продолжено в ближайшие дни, но не для обсуждения Power 8, а, как говорится в сообщении, «для того, чтобы найти соглашение относительно межгосударственного разделения работ, связанных с A350 XWB».

Программа Power 8, предложенная главой Airbus французом Луи Галуа, предусматривала среди прочего сокращение годовых расходов на 2,1 млрд евро к 2010 году и масштабные увольнения (около 10 000 работников концерна в Германии и Франции). Проект начала производства дальнемагистрального пассажирского самолета A350 XWB был одобрен руководством EADS в декабре.

В отличие от топ-менеджеров материнского и дочернего концернов, рассчитывающих благодаря программе реструктуризации «рационализировать» тысячи рабочих мест, трудовые коллективы свое несогласие с перспективой оказаться за воротами предприятий выносят на улицу. На днях мощные демонстрации протеста против программы Power 8 прошли в германских городах Гамбурге, Бремене, Вареле, а также швабском Лаупхайме на юге Германии, где -- пока еще -- действуют производственные площадки для аэробусов. По данным крупнейшего немецкого профсоюза IG Metall, в протестах против планов кардинальной реструктуризации приняли участие свыше 24 тыс. человек. Аналогичные выступления прошли также и во Франции -- в Тулузе, Нанте и Сен-Назере.

А вот Луи Галуа вчера не скрывал эмоций по поводу нерешительности акционеров. «Я внес предложения, которые, по моему мнению, являются сбалансированными как с производственной, так и с технической точки зрения и отвечают нашей цели, заключающейся в обеспечении экономической конкурентоспособности. Я хотел бы, чтобы эти предложения привели к согласию, в котором мы так остро нуждаемся. Airbus больше не может затягивать осуществление программы Power 8. Вполне естественно, что сотрудники решительно хотят знать, как сформируется будущее их компании и их собственное будущее», -- приводятся его слова в пресс-релизе Airbus.

Инвесторы, впрочем, не поддались эмоциям Луи Галуа. Напротив, им действия совета директоров EADS понравились: в Лондоне акции концерна подорожали на 2,84%, во Франкфурте -- на 2,39%.

Согласно Power 8, управленческие расходы должны быть снижены на треть, а процесс производства -- стать более «рациональным». Для чего предполагался пересмотр его распределения по отдельным заводам, включая закрытие некоторых из них. Но и это еще не все. В связи с кризисной ситуацией вокруг производства самолета A380, создавшейся на Airbus, предполагалось обратить особое внимание на поиск новых источников финансирования -- иными словами, на привлечение дополнительных инвесторов-акционеров или кредитов.

Судя по всему, судьба производителя европейского аэробуса в настоящее время полностью находится в руках политиков. Федеральное правительство Германии при этом отказывается от любых комментариев ситуации. Представитель EADS Михаэль Хаугер заметил, что все урезания должны быть «честно» распределены между всеми участниками. О том, когда можно ожидать договоренности между политиками обеих стран, Михаэль Хаугер сказал, что это случится, „может быть, где-то в конце февраля".

Пока же все сохранит свое статус-кво. В прошлые выходные руководство концерна Airbus приняло решение о сохранении прежнего разделения труда в производстве крупнофюзеляжного самолета A380. Этот «суперджамбо», принесший его производителям ущерб в размере около 4,8 млрд евро, как и прежде, будет собираться и выпускаться во французской Тулузе и немецком Гамбурге.




Корпорации DaimlerChrysler принадлежат 22,32% акций EADS, правительству Франции и подконтрольной ему Lagardere -- по 15%, из которых 7,5% акций компания выставила на продажу. Еще 5,4% акций принадлежат испанскому госхолдингу SEPI. Остальные акции обращаются на фондовом рынке. Небольшая часть разделена между менеджментом и инвестфондами. Внешторгбанк в прошлом году приобрел около 5% акций EADS.

Инвестиционный фонд Катара Qatar Investment Authority рассматривает возможность приобретения до 10% акций EADS, сообщил в интервью агентству Bloomberg глава фонда шейх Хамад бин Джасим бин Джабер аль-Тани. По его словам, интерес к EADS обусловлен тем, что после нескольких лет снижения акции концерна недооценены. Он сказал, что фонд уже провел с представителями EADS предварительные переговоры. "Если мы решим, что стоимость адекватна, мы можем купить до 10%", -- сказал аль-Тани, отказавшись при этом назвать цену, которую Qatar Investment готов заплатить за акции. Qatar Investment информации о своем портфеле не раскрывает. По оценке Pacific Investment Management, в середине прошлого года под управлением фонда находились активы на сумму 40 млрд долл. ИНТЕРФАКС

Юрий ШПАКОВ, Берлин