N°101
07 июня 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
 АФИША
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
  ПОИСК  
  • //  21.05.2003
Музыка для океанологов
В клубе «Дом» прошел фестиваль «Альтернатива №17. Тайна двух океанов»

версия для печати
Семнадцатый фестиваль новой музыки «Альтернатива» в культурном центре «Дом» интриговал заглавием, но «Тайна двух океанов» так и осталась до конца не разгаданной. Смысл очаровательного титула, кроме того, что первый день открылся элегантной фортепианной импровизацией Дмитрия Рябцева в сопровождении одноименного старого советского кино, остался не ясен. Что, впрочем, только украсило сюжет. Загадочность идет «Альтернативе» с ее репутацией старейшего, красивейшего, исторически самого значимого из московских фестивалей, занятых тем, что называют «креативной» новой музыкой.

Идеология «Альтернативы» основывается на том, что ни высоколобая консерваторская жизнь, ни экспериментальный рок-андерграунд не могут претендовать здесь на почетное председательское место, а целое не должно исчерпываться собирательством всех тварей в парной композиции. И в 1988 году, когда проект придумал пианист Алексей Любимов, и в 1993-м, когда его реанимировали музыкальный критик Дмитрий Ухов и пианист Антон Батагов, и в конце 90-х, когда фестиваль поселился в центре «Дом», приобретя черты домовской художественной политики, предмет «Альтернативы» -- музыка как современное искусство, contemporary art в нотах и звуках.

«Альтернатива» то разрасталась, то сжималась, то будоражила, то тихо заполняла паузы в художественной жизни. Ее нынешняя таинственная версия стала едва ли не самой лаконичной за всю историю. Но эффект при этом оказался сильнее многих прочих. В программе «Альтернативы №17» было всего четыре концертных дня и три основных проекта, не считая вступительной импровизации и скромных молодых гостей из Азии специально для любителей этники.

Игривый дуэт питерских звезд креативной сцены композитора, трубача и специалиста по новой импровизационной музыке Вячеслава Гайворонского и шумовика-электронщика Николая Судника выступил в излюбленном «Альтернативой» духе сочетания несочетаемого. Причем в партии Судника, издаваемой его шумелками, пластинками, гильотинками и прочими мелочами, снабженными пьезо-датчиками, обнаруживалось интеллектуальное изящество, больше привычное в музыке Гайворонского. А в репликах последнего легко было заметить совершенно судниковскую шумовую стать.

Австралийское трио The Necks, приобретшее верных поклонников еще в прошлогодний приезд, представило свой новый «Фотосинтетический» альбом. Те, кто уже слышал виртуозное музицирование ударника Тони Бака, клавишника Криса Абрахамса и контрабасиста Ллойда Свентона, могли еще раз погрузиться в жестковатые, не столь комфортные, как кажется на первый взгляд, волны упрямого «нью-эйджа с мозгами». А те, кому пост-джаз-рок The Necks был в новинку, гадали, что здесь работает сильнее -- минималистская ритмическая суггестия, хитрости звукового баланса, заменяющие традиционное драматургическое развитие, или изощренно-простоватые звуковые комплексы, выступающие вместо обычных тем.

Между тем главным героем «Альтернативы», как предполагалось, стал нью-йоркский ансамбль Bang on a Can All Stars, то есть «все звезды» знаменитого проекта Bang on a Can, являющегося одновременно концертным агентством, фестивалем, «эстетикой и стилем жизни» (как утверждают его инициаторы композиторы Майкл Гордон, Дэвид Лэнг и Джулия Вулф).

Можно сказать, что в течение двух концертных вечеров с нью-йоркскими музыкантами «Альтернатива» принимала у себя в гостях собственный оригинал. Хотя московский фестиваль никогда не был копией, и, следовательно, это утверждение не вполне некорректно.

Тем не менее фестиваль Bang on a Can всего на год старше «Альтернативы» и похожим образом настроен на «интеллектуально инспирированную» новую музыку. Иными словами, ту, которая сдвигает эстетические барьеры и больше связана с тем, что происходит в новой живописи, театре и литературе, чем с суровым европейским академизмом послевоенной традиции.

Два концерта Bang on a Can All Stars, после которых публика не отпускала музыкантов еще минут тридцать, подтвердили, что у двух альтернативных океанов -- московского и нью-йоркского -- много схожего. Но культурные оппозиции, которые Bang on a Can принялся нарушать в конце 80-х (когда консерваторская американская эстетика отчаянно воевала с родными минималистами), были явно гораздо определеннее, разработаннее и художественнее, чем на местной сцене. Привезенные в Москву нью-йоркские программы не предполагали полного эстетического единства: его не так легко найти в последовательности из экспериментальных блюзов Конлона Нанкарроу, театральных изысков одного из самых коммерчески успешных композиторов американского рынка Тан Дуна, минималистских кластерных остинато Джулии Вулф, тембрового трепета «Музыки для аэропортов» рок-концептуалиста Брайана Ино и левацкого манифеста «Рабочий союз» голландского минималиста-шестидесятника Луиса Андриессена, которого американцы за умение непривычным для них образом играть с принципами поп- и традиционной композиторской музыки считают одним из своих главных учителей. Но из этого вороха музыки, виртуозно и умно сыгранной, складывалось реальное, живое и наполненное смыслами художественное пространство. Это в России вскоре после первых «Альтернатив» выяснилось, что между сверстниками куда больше непонимания, чем между конкурировавшими в конце восьмидесятых новыми «живыми» и старыми советскими «мертвыми» музыками. Американцам же удается строить из корпуса своих и чужих новомузыкальных текстов некое подобие интригующей художественной цельности, аналога которой в Москве все-таки не найти.
Юлия БЕДЕРОВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  07.06.2002
Во всяком случае за художников
В Московском центре искусств открылась выставка «Портрет жены художника» из собрания Государственного Русского музея. Эта экспозиция -- «тематическая» подборка из большой выставки «Портрет в русском искусстве», недавно прошедшей в Санкт-Петербурге. МЦИ славится нелюбовью к чопорному академизму музейных выставок и пристрастием к игровым экспозиционным сюжетам. Игровой подход в выставочном деле всегда ведет к выигрышу. Если само искусство не слишком качественно, мы легко простим это в благодарность за остроумие концепции. С другой стороны, и на общеизвестные шедевры иногда приятно и небесполезно взглянуть как бы играючи, не совсем всерьез, без музейной оскомины... >>
  • //  07.06.2002
В Сочи открылся IX Международный кинофестиваль
Объявляя об открытии международного фестиваля, его программный директор Сергей Лаврентьев припомнил прошлогоднюю публикацию газеты «Время новостей» и заявил, что если прошлогодний смотр прошел под девизом «Германия превыше всего», то нынче в особом фаворе оказалось кино чешское -- тут и конкурсные «Дикие пчелы» Богдана Сламы, и жюри, в котором работают сразу две чешские уроженки (председатель Вера Хитилова и программный директор роттердамского фестиваля Людмила Цвикова). Впрочем, неизменно почитаемое в Сочи немецкое кино тоже не будет обделено вниманием -- два немецких и один словенско-германский фильм в конкурсе. Плюс специальная ретроспектива продюсера Регины Циглер, обладательницы немецкого Креста за заслуги первой степени, а нашему зрителю известная более всего по циклу короткометражных «Эротических историй»... >>
  • //  07.06.2002
Раду Поклитару выручил «Рампу Москвы»
Предпоследний вечер фестиваля «Рампа Москвы» спасли Раду Поклитару и Евгений Панфилов. Вообще-то дирекция феста спасения не заслуживала: мероприятие делалось на коленке. Начиная с дремучего названия и заканчивая не заплаченными вовремя иностранным гастролерам деньгами. (Из-за проблем с гонорарами в среду отказались танцевать ожидавшиеся хэдлайнеры -- израильтяне.) Но наши люди -- это же наши люди, им денег не плати -- дай потанцевать. Вот и прикрыли дырку в вечере Раду Поклитару (в программе стоял один его маленький балет -- постоянно работающие с хореографом Юлия Дятко и Константин Кузнецов станцевали два) и Евгений Панфилов (в программе вовсе не было, но отработавшая накануне «Щелкунчика» труппа вышла на давний панфиловский хит -- «Восемь русских песен»)... >>
  • //  07.06.2002
Биеннале во Франкфурте: транзитный пункт современного искусства
Франкфурт-на-Майне -- это гигантский зал ожидания. Кто-то ждет фортуны, кто-то -- объявления о посадке на авиарейс. Город -- и крупнейший бизнес-центр Европы, и ее транзитный узел. Славен своим аэропортом, ярмарками и офисными небоскребами. На улицах -- как в аэропорту: смуглые женщины в мусульманских платках, пестро одетые африканцы и шустрые китайцы. Они сюда приехали. Они вкалывают, пытают счастья и ждут. Зал ожидания трудно любить. Трудно искать в нем национальный колорит и атмосферу. Зато в нем интересно общаться и проводить социологические исследования... >>
  • //  07.06.2002
Соревнования на Конкурсе им. Чайковского начинаются
Вчера в полдень традиционным возложением цветов к памятнику Петру Ильичу Чайковскому перед зданием Консерватории под звуки военного духового оркестра открылся XII Международный конкурс имени Чайковского. Из уст его директора Николая Бутова прозвучали слова приветствия публике и участникам, замечания о небывалой величине призового фонда (от 20 тысяч долларов обладателям первых премий до 1000 долларов каждому участнику финальных туров) и сложностях с финансированием всего мероприятия. Большую часть публики составили туристы из Азии, чьи соотечественники будут преобладать и в программе конкурса (преимущественно среди пианистов и скрипачей)... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика