Время новостей
     N°93, 01 июня 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.06.2004
Щепки летят
Новые федеральные органы власти создаются методом научного тыка
Административная реформа движется к победному концу: в ближайшее время должны быть упразднены все федеральные министерства, которым не нашлось места в модернизированной структуре правительства. Для детального ознакомления с процессом ликвидации корреспондент газеты «Время новостей» наведался в здание бывшего Министерства образования на Чистопрудном бульваре, дом 6.

Наша газета уже писала о реорганизации этого ведомства. Напомним, что Минобраз прекращает своё самостоятельное существование и сливается с Минпромнауки в единое суперведомство -- Министерство науки и образования, с двумя федеральными службами и двумя агентствами. На Чистопрудном поселится Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, которой будет руководить Виктор Болотов. Новые хозяева даже прикрутили у входа соответствующую табличку. Это единственное, что изменилось на Чистопрудном со времени последнего визита корреспондента газеты «Время новостей». Через три месяца после начала административной реформы в Минобразе по-прежнему кипят шекспировские страсти: начальники делят места и решают, кому уходить с государевой службы, а кому оставаться.

Блуждая по министерским коридорам, корреспондент газеты «Время новостей» набрел на управление специального образования, работников которого еще в марте уведомили об увольнении «по истечении двух месяцев со дня предупреждения». Вчера этот срок истек, однако начальник управления Татьяна Волосовец внутренним приказом велела подчиненным «оставаться на местах 1 июня и исполнять свои служебные обязанности». Таким образом, сегодня уволенные люди снова выйдут на работу -- собирать пожитки и дожидаться выдачи трудовых книжек и компенсаций за неотгулянный отпуск.

Кроме того, некоторых еще не покидает надежда попасть в новые властные структуры. Базируются эти чаяния на пункте №6 плана работы ликвидационной комиссии, который сулил «оказать работникам упраздняемого Министерства образования Российской Федерации содействие в трудоустройстве (в первоочередном порядке в федеральные органы исполнительной власти, которым передаются функции Минобразования России)».

Однако простой подсчет показывает, что все желающие в эти новые органы никак не поместятся. По старой смете Минобразу полагалось 750 штатных единиц, Минпромнауки -- 1200. Теперь же министерство со всеми службами и ведомствами должно уплотниться до 1266 человек.

Положение усугубляется тем, что на некоторые ключевые посты приходят новые начальники, у которых припасена своя команда. Например, департамент, в состав которого войдет управление спецобразования, возглавит Сергей Апатенко, бывший депутат Госдумы от фракции «Единая Россия». На выборах 7 декабря родная партия выдвигала г-на Апатенко под №8 в Ростовской региональной группе, но при дележке мандатов до этого номера дело не дошло. В прошлый четверг Сергей Николаевич приходил знакомиться с сотрудниками управления. Из 15 человек, работающих в управлении, г-жа Волосовец представила ему только 8, остальных на собеседование не пригласили. По слухам, г-н Апатенко остановил свой выбор на «трех или пяти», а остальные места пока остаются вакантными.

Сотрудники управления возмущены тем, что начальница даже не сочла нужным позвать их на собеседование. «Я написала заявление о приеме на работу, но на него не накладывают никакой резолюции, даже отрицательной. То есть де-юре я на новую работу даже не просилась, и можно меня не учитывать», -- рассказывает ведущий специалист управления Татьяна Шевченко. Ее коллега, главный специалист Андрей Исаков уже написал министру образования и науки Андрею Фурсенко служебную записку, в которой говорит, что «формирование кадрового отдела происходит не по принципу государственной и производственной целесообразности, а по принципу личных симпатий и антипатий руководителя отдела». «Это все ее знакомые, -- поясняет он на словах, -- специальное образование у них, конечно, есть, зато нет опыта работы в школах для проблемных детей. Некоторые из них вообще студенты-заочники! А ведь в отделе есть люди с 30-летним стажем работы. Если так пойдет, то в результате этой реформы из министерств уйдут лучшие».

Узнать по этому поводу мнение самой г-жи Волосовец не удалось: ее в министерстве не было. Но Елена Кутепова, начальник одного их входящих в управление спецобразования отделов, заверила корреспондента газеты «Время новостей», что при наборе нового штата ничьи права не ущемлялись. «Неправда, что мы представили Апатенко только половину сотрудников! -- заявила г-жа Кутепова. -- Мы дали ему полный список, он сам выбирал, с кем разговаривать. Как выбирал? Методом научного тыка».

Таких конфликтов наверняка можно было избежать, если бы на замещение должностей в новых структурах объявили конкурс. Однако охваченные реформаторским азартом начальники об этом почему-то не подумали. Никто даже не позаботился о том, чтобы достойно попрощаться с бывшими сотрудниками, и они чувствуют себя просто вышвырнутыми на улицу. Тем более что в неофициальных беседах некоторым прямо советуют отправляться на биржу труда.

«Вот Путин такое хорошее дело задумал, административную реформу, -- обсуждают неприкаянные чиновники сложившуюся ситуацию. -- Так ведь нет, опять какая-то ерунда получается. Наверное, он просто не знает, что тут на местах делается!»

Наталья РОЖКОВА