Время новостей
     N°92, 31 мая 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  31.05.2004
Кто на свете всех смешнее?
Объявлены результаты «Национального бестселлера» и соискатели «Ясной Поляны»
Новым лауреатом премии «Национальный бестселлер» стал Виктор Пелевин. Итог соответствует духу состязания. Четыре года назад, когда новорожденный «нацбест» позиционировал себя как встающую над литераторскими склоками, объективную и респектабельную награду, победу стяжал Леонид Юзефович -- писатель спорный, со склонностью к конъюнктуре, но одаренный и обаятельный. Ему наследовал автор скандально аляповатого «Господина Гексоцена» Александр Проханов: «нацбест» дыхнул -- часть литераторского сообщества зажала носы. Третью премию снискали Александр Гаррос и Николай Евдокимов за по-детски злую «прикольную» «Головоломку» -- раздражение сменилось скукой. Нынче торжествует В<еликий> П<исатель> З<емли> Р<усской>, чье увенчанное лаврами творение (сборник «ДПП (nn)» -- «Диалектика переходного периода из ниоткуда в никуда», М., «Эксмо») было кисло встречено даже заядлыми фанатами Пелевина, но зато получило благословение нескольких почтенных литераторов, тщательно пестующих свою актуальность-либеральность.

Волей малого жюри (последний -- более чем сомнительный -- букеровский лауреат Рубен Давид Гонсалес Гальего, прошлогодний «нацбестовский» тандем Гаррос--Евдокимов, телеведущая Тина Канделаки, актриса Ксения Раппопорт, издатель Проханова Александр Иванов и начальник «культурного блока» системы «Коммерсант» Алексей Тарханов) Пелевин оттеснил конкурентов, выброшенных в свет «голосовательной машиной» большого жюри. Скорбит Андрей Тургенев (Вячеслав Курицын), чей импортно-ласковый «Месяц Аркашон» (СПб., «Амфора») лидировал в шорт-листе. Скорбит сценарист Александр Червинский, соорудивший «Шишкин лес» (СПб., «Амфора») из пряных и скучных сплетен о повсеместно обэкраненном артвельможном семействе. Скорбят средняя почвенная писательница Вера Галактионова («Крылатый дом», М., «Андреевский флаг») и мистический графоман Илья Масодов («Черти», Kolonna Publications). Надеюсь, что не скорбит Валентин Распутин, -- как ни слаба его надрывная повесть «Дочь Ивана, мать Ивана» («Наш современник», 2003, №11), она надиктована живой болью (пусть и отравленной идеологической истерией) и в отдельных фрагментах напоминает о настоящем Распутине, которому, конечно, нечего делать на глумливом нацбестовском шоу.

При нашем премиальном раздолье полезно было бы завести еще одну награду -- за самую нелепую премию. «Нацбест» хорош, но я не уверен, что венец достанется именно его держателям.

На минувшей неделе объявлен список соискателей вручаемой во второй раз премии «Ясная Поляна». Там осанистый спонсор (Samsung Electronics), неизменное почтенное жюри, высокодуховные номинации (грубо говоря, 20 тыс. долл. -- за шедевр, 10 тыс. -- за ошеломительный дебют). И презабавные (неведомо кем выдвинутые) претенденты. Например, за большую награду будут бороться Василий Аксенов («В поисках жанра»), Василий Белов («Привычное дело»), Владимир Крупин («Живая вода»), Михаил Рощин («Шура и Просвирняк»), то есть сочинения, появившиеся в 60-х, 70-х, 80-х годах и вошедшие если не в школьные, то в вузовские учебники. Конкуренцию им составят как достойные авторы недавних книг (Олеся Николаева, Асар Эппель), так и невидимые творцы неведомых шедевров, вроде Игоря Иванова-Радкевича, впрочем, уже номинировавшегося на яснополянскую премию в прошлом году. Не хуже и с дебютантами, в числе которых видим не только литераторов без имен, но и Светлану Василенко («Шамара»), Олега Павлова («Казенная сказка»), Антона Уткина («Хоровод»)... Писаны эти яркие вещи давно, дебютом ни «Шамара», ни «Казенная сказка» не были, вниманием критики не обойдены (романы Павлова и Уткина попадали в букеровские шорт-листы). «Благородно консервативная» история стоит забубенного «нацбеста» -- поди реши, что смешнее и тоскливее.

Андрей НЕМЗЕР
//  читайте тему  //  Круг чтения