Время новостей
     N°92, 31 мая 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  31.05.2004
ОБСЕ инспектирует Ниязова
Туркменский вождь приготовил гостям тюремную «шубу»
По всей Туркмении в конце прошлой недели срочно возводили «потемкинские деревни» на территориях СИЗО и тюрем -- там опасались визита непрошеных гостей из ОБСЕ. Об этих приготовлениях "ВН" рассказал один из сотрудников туркменских структур, ответственных за порядок в исправительных учреждениях.

В новой тюрьме Авадан-Тепе, к 30 км к северу от Ашхабада, к приезду западных дипломатов приготовили несколько камер. Стены в них срочно залили жидким цементом и сделали так называемую «шубу». Теперь на стенах невозможно сделать надписи, которые сможет прочесть посетитель. Кроме того, к ним нельзя прислоняться. Но самое главное -- о такую рельефную стену очень удобно бить заключенного. Небольшое усилие -- и его лицо превращается в кровавое месиво.

Однако не исключено, что гости так и не смогли оценить стараний хозяев. Похоже, хозяевам удалось отговорить дипломатов от посещения «потемкинских» тюрем. Во всяком случае пока нам не удалось получить подтверждения того, что такой визит состоялся. Если это так, то следует признать, что Туркменбаши сумел достойно уйти от беспрецедентного давления мирового сообщества, которое требовало от него открыть туркменские «зинданы» и допустить к узникам международных наблюдателей. Последних больше всего беспокоило состояние тех, кто был осужден за причастность к событиям 25 ноября 2002 года, когда в Ашхабаде произошло так называемое покушение на «алмазный венец туркменского народа». Надо отдать должное «венцу» -- он честно предупредил, что к своим «негодяям» он никого не допустит.

В начале мая, когда Туркменбаши демонстрировал всему миру чудеса военного мастерства своих воинов, которые с земли и воздуха отражали атаку 6,5 тыс. террористов (!), он милостиво согласился принять любых наблюдателей. Двумя часами позже, когда настроение вождя после традиционных мероприятий по случаю успешных учений повысилось еще на несколько градусов, он заявил в кругу западных дипломатов: «А Шихмурадова (бывшего министра иностранных дел Туркмении, осужденного на пожизненное заключение по «делу 25 ноября». -- Ред.) я никому не отдам. Он будет здесь гнить до конца дней».

Поэтому прибывшим в Ашхабад послам, представляющим в ОБСЕ Бельгию, Канаду, Норвегию, Португалию и Словению, пришлось довольствоваться визитом в Институт прав человека -- есть в Туркмении и такой. Там они услышали лекцию о том, как свято соблюдаются эти права в полном соответствии с учением Туркменбаши, изложенном в его еще более святой книге «Рухнама», которая, в частности, предписывает туркменам регулярную чистку зубов. Но самые поразительные откровения услышали западные послы от четырех тщательно отобранных для встречи с ними представителей неправительственных организаций (НПО). Остальные туркменские общественники были сочтены неблагонадежными и на время инспекции ОБСЕ были посажены под домашний арест.

Как стало известно «ВН», даже эти четверо проверенных оказались людьми отчаянными. Рискуя жизнью, они все же рассказали о настоящей «гуманитарной катастрофе» в Туркмении, к которой привела «тотальная война властей с качественным образованием в стране», то есть «реформа образования», инициированная Туркменбаши, которая идет уже 11 лет. Желание получить высшее образование за пределами Туркмении без санкции властей стало "политическим преступлением". Запрещены частные институты, колледжи и школы. Практически невозможно получить лицензию на репетиторство. Министерство справедливости (юстиции) «заполонили полуграмотные чиновники, не имеющие представления не только о международном праве и обязательствах Туркмении перед ним, но и о внутреннем законодательстве страны». «Апофеозом юридического абсурда» стал принятый закон об общественных организациях, позволивший расправиться с немногими еще остававшимися НПО.

Рассказывая все это западным визитерам, отважные туркменские неформалы не скрывали отчаяния: «Обстановка неумолимо ухудшается, несмотря на частые визиты в Туркмению высоких чинов ОБСЕ, и это вызывает чувство обреченности». В ответ послы поблагодарили собеседников «за мужество» и заверили их, что «ситуация с правами человека в Туркмении находится, особенно последние два года, под пристальным наблюдением ОБСЕ».

Возвращаясь к теме "потемкинских" мероприятий, скажем, что среди них была и так восхитившая на днях весь цивилизованный мир туркменская кампания по сносу портретов и памятников Туркменбаши. Сняли всего пять-шесть портретов вдоль строго очерченных маршрутов следования гостей. Лишь на время демонтирован памятник вождю у здания МВД, подаренный министерству самим Ниязовым за вклад в разгром «преступной группировки» в министерстве нацбезопасности во главе с осужденным ныне генералом Назаровым. Дело в том, что в 50 метрах от памятника, на углу бывших улицы Гоголя и проспекта Свободы, строится подземный переход, и все вокруг перерыто строителями украинской компании «Интербутмонтаж». «Не волнуйтесь: сняли, чтоб не потрескался от вибрации. Потом в лучшем виде вернем на место», -- объяснил "обеспокоенным ашхабадцам" один из украинских строителей.

Аркадий ДУБНОВ