Время новостей
     N°90, 27 мая 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.05.2004
Продается. И покупается
Первые итоги VIII ярмарки современного искусства
На улицу современного художественного рынка пришел праздник. В «Арт-Москве-2004» все прекрасно. Наши сильные галереи -- XL, Айдан и Гельмана -- по-прежнему шагают впереди вместе со своими постоянно поднимающимися в цене звездами, но уже не кажутся лучами света на общем безрадостном фоне. Отстающие подтянулись, шеренги выровнялись. На стенде XL распевают битлы работы Виноградова&Дубосарского; наконец-то в Москве, у Гельмана, пищат цыплятами в картонной коробке Мизин с Шабуровым. Замечательный длинный стенд в вызывающе-доступном духе магазина IKEA выстроила «Риджина»: картины размещены у стен на палетах -- удобно и для осмотра, и для транспортировки. При всем богатстве выбора главный экспонат здесь -- поролоновый «Куршавель» Сергея Шеховцова.

Стало больше галерей: в этом году ярмарка ставит рекорд -- 45 участников (из них 13 зарубежных), появилось и больше интересных художников, больше хороших работ. Привычно блистают любимцы публики и коллекционеров, но много и нежданных радостей. Среди них проект Андрея Бартеньева «Лондон под снегом» (галерея «Роза Азора»), галерея «Ковчег» с давно ушедшим в мир иной, но замечательно актуальным Павлом Спасским, галерея «Крокин» с чудесными снежными картинами Константина Батынкова (всего-то по две тысячи долларов). Не так давно эффектно ворвавшаяся на московский рынок галерея Stella Art предлагает работы Эмилии и Ильи Кабакова и зарубежных звезд -- среди них очень актуальные и относительно доступные для людей с достатком выше среднего фотографии Спенсера Тюника (их продают по 25--28 тыс. долл.). Сотрудники галереи говорят, что три картины Кабаковых (приблизительная цена 300 тыс. долл.) уже проданы. А вот замечательный «старый» Александр Косолапов -- еще нет. Хоть и цена на него значительно ниже -- порядка 40 тысяч. Работы периода перестройки в цене: галерея «Кино» продает Шутова 1988 года, на стендах прошлогодних приобретений коллекционеров -- картины Николая Филатова. Сенсацией стало сообщение, что Е.К.АРТБЮРО удалось продать «старого» Сергея Мироненко за 60 тыс. долл. Другие результаты первого дня «у наших» более скоромные: в «Риджине» купили картину Максима Мамсикова за 3 тыс. долл., в галерее Веры Погодиной -- работу Бориса Матросова за 5 тыс. Но это только начало.

Зарубежных классиков в этом году едва ли не больше, чем домашних звезд. Больше всего работ Энди Уорхола. Одну картину -- тройное изображение долларового значка за 75 тыс. долл. -- венская галерея Rudolf Budja/Artmosphere продала на вернисаже неизвестному «человеку, который занимается нефтью». Чудесной встрече помог серьезный анализ рынка и солидная предварительная подготовка -- венцы знали, что долларовые знаки работы Уорхола популярны в России. Самая дорогая картина на стенде -- «Неизвестная» за 120 тыс. -- тоже вызывает интерес. Есть и более щадящие цены -- за тиражный «Суп Кэмпбелл» просят на порядок меньше. На других стендах предлагают работы классиков -- Роберта Раушенберга, Тома Вассельмана, Роя Лихтенштейна, и даже совсем свежих звезд -- Гэри Хьюма и того же Тюника.

«Арт-Москву» предваряет выставка достижений коллекционеров прошлого года. В этом году свои успехи демонстрируют женщины-коллекционеры. Приличных размеров выставка настраивает на оптимизм владельцев галерей и художников широтой интересов, разнообразием вкусов и уверенным стремлением к качеству: «Хорошее люблю, плохое -- нет».

Но достижения художественного рынка приводят в уныние бескомпромиссных любителей чистого искусства. Некоммерческие программы «Арт-Москвы» в этом году скудны и не тянут, как в былые времена, на зачатки Московской биеннале современного искусства. Сеанс коллективной психотерапии проводит на ярмарке галерея «Кубометр». Отстроив в миниатюрном формате здание утраченного Манежа, кураторы Дубосарский и Виноградов разместили внутри проект на эту болезненную тему. Крошечная Московская биеннале получилась завлекательной, с представительной международной и объемной российской программами и, что особенно приятно, недорогой и очень дружной: все художники участвовали в ней на добровольной и безвозмездной основе. Восстановленный без участия городских властей Манеж, организованная без кураторов и Министерства культуры биеннале -- мечта освобожденного художника, да и только. Но от правды жизни не уйти. На законных основаниях -- организаторы проекта принимали рекламу как прежде большой Манеж, только с кратным уменьшением стоимости -- к макету здания прицепили открытку с известием о том, что настоящая биеннале все же состоится. Хоть это и кажется такой же утопией, какой представлялось некоторое время назад существование большой ярмарки современного искусства.

Фаина БАЛАХОВСКАЯ