Время новостей
     N°90, 27 мая 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.05.2004
Дорожные споры
РЖД испортили бизнес турфирмам
Туристические компании завалили президента «Российских железных дорог» (РЖД) Геннадия Фадеева письмами протеста против введенного этой весной порядка приобретения групповых железнодорожных билетов. Г-н Фадеев пока никак не отреагировал на послания. Но, как стало известно газете «Время новостей», РЖД пересматривают спорный порядок.

На вчерашней пресс-конференции Национальная туристская ассоциация (НТА) привлекла внимание общественности к распоряжению, изданному вице-президентом РЖД Сергеем Козыревым 5 апреля. В этом документе предусмотрено, что при удовлетворении заявок на групповые железнодорожные билеты каждому члену группы выписывается именной билет. Поскольку выкупать групповые билеты положено за 35 дней до даты выезда, получается, что именно за такой срок турфирмы, организующие туры с использованием железнодорожного транспорта, должны знать персональный состав каждой своей группы.

По мнению председателя совета директоров клуба путешествий «Орфей», вице-президента НТА Михаила Романова, это требование противоречит российскому менталитету. «Мы не в Германии, -- напомнил он собравшимся журналистам. -- Ну не планируют наши соотечественники поездки по родной стране за 35--45 суток!» Причем, по словам г-на Романова, суть проблемы в данном случае заключается не в деньгах -- летом «групповые» тарифы РЖД не дешевле индивидуальных (а даже немного дороже за счет дополнительных сборов), и туроператоры принимают это как должное. Они также не против оплаты билетов за 35 дней до отправления (хотя в прошлом году этот срок составлял 12 суток). Им только нужно, чтобы купленные ими групповые билеты были бы, как и в прошлом, «безымянными». Персональный состав российских тургрупп, по опыту операторов, «утрясается» не раньше, чем за неделю до отправления. А с новым порядком, «по нашему убеждению, РЖД срывают летний туристический сезон в России», заявил г-н Романов.

Однако РЖД, когда изменяли порядок, очевидно, преследовали цель уравнять в доступе к билетам на популярные маршруты турфирмы с обычными людьми. Ведь опыт прошлого года показал, что за 45 дней до даты выезда поезда на броне для турфирм стояли чуть ли не все места в нем, и люди поэтому не могли купить билеты. Однако за несколько дней до его отправления компании возвращали вырученные деньги и непроданные билеты железной дороге, которая также за оставшиеся дни не успевала их продать, и в результате поезда отправлялись полупустыми, а РЖД несли убытки. Теперь же РЖД как бы говорят турфирмам: покупайте билеты на общих основаниях. Однако компании, судя по всему, недовольны тем, что в этом случае все члены тургруппы будут ехать в разных вагонах, да и вообще исчезают гарантии того, что туристу фирма сможет приобрести билет.

Свою точку зрения на проблему туроператоры попытались донести лично до президента РЖД Геннадия Фадеева. Начиная с прошлой недели на его имя были отправлены как минимум три коллективных письма: одно от имени членов НТА и еще два -- от турфирм из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России. «Понимаем, что данная мера (обязательное указание паспортных данных пассажира. -- Ред.) направлена против перекупщиков железнодорожных билетов, однако она наносит удар по цивилизованным участникам рынка», -- говорится в одном из этих писем. По словам г-на Романова, никакой официальной реакции РЖД эти послания не вызвали. В рабочем порядке железнодорожные руководители все же отступают от строгих положений распоряжения вице-президента компании. По данным г-на Романова, «с 21 мая устным указанием начальника Ленинградского вокзала (Москвы) для иностранных туристов там восстановлено оформление билета на одном бланке (на всю группу. -- Ред.)».

Сотрудник РЖД на условиях анонимности рассказал газете «Время новостей», что железнодорожный монополист склоняется к тому, чтобы пойти турфирмам навстречу. Порядок бронирования групповых билетов будет модифицирован, хотя пока еще не решено, как именно. По его словам, РЖД преследуют цель не только затруднить жизнь вокзальным спекулянтам билетами, но и «разработать механизм ответственности турфирм перед железной дорогой». Появления этого нового механизма ответственный железнодорожник советовал ждать уже в ближайшие две недели.

Михаил КУКУШКИН