Время новостей
     N°90, 27 мая 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.05.2004
Регионы будут знать свои расходы и доходы
Ключевое изменение, которое коснется, пожалуй, всех россиян с 2005 года -- разграничение властных полномочий между федеральным центром и регионами. В частности, федеральные и региональные власти поделят расходные обязательства и налоговые поступления, финансирование работников бюджетной сферы, а также льгот для различных категорий граждан. О том, какие перемены произойдут с 2005 года, а также о текущем состоянии и перспективах региональных финансов в интервью корреспонденту агентства Интерфакс-АФИ Ольге ХЛЕБНОВОЙ -- специально для газеты "Время новостей" -- рассказал директор департамента межбюджетных отношений Министерства финансов РФ Антон СИЛУАНОВ.

-- Антон Германович, как известно, федеральный бюджет с начала года исполняется со значительным профицитом, который в I квартале составил 135 млрд руб. А как обстоят дела у регионов, сколько из них имеют профицитный бюджет?

-- Cостояние бюджетов российских регионов в целом выглядит неплохо: профицит консолидированных бюджетов субъектов РФ в I квартале по кассовому отчету (то есть по реально произведенным, а не запланированным расходам. -- ИФ-АФИ.) составил более 20 млрд рублей.

Но если посмотреть, по каким именно регионам достигнут профицит, то, конечно, в первую очередь это регионы-доноры. Москва с более чем 5 млрд руб. профицита, Санкт-Петербург с профицитом 1,2 млрд руб., Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, профициты бюджетов которых составляют соответственно 5,1 млрд руб. и 3,2 млрд руб., а также Республика Саха и Чукотка с профицитом около 1 млрд руб. у каждой.

Правда, в отдельных случаях значительны и дефициты региональных бюджетов -- у Московской области, например, дефицит бюджета составил 3 млрд руб., Татарстана -- 2 млрд руб., Новосибирской области -- почти 2 млрд рублей.

-- Консолидированные бюджеты регионов сохранят профицитность к концу года?

-- По итогам года консолидированный бюджет субъектов РФ, вероятнее всего, будет исполнен с профицитом. Но хочу напомнить, что в этом году в федеральный бюджет заложено 5 млрд руб. нераспределенных средств, которые мы собираемся направить регионам по итогам исполнения их бюджетов за первое полугодие. Так что у нас есть возможность оказания в случае необходимости дополнительной помощи субъектам федерации.

-- Кому будет предоставляться эта дополнительная помощь?

-- В подготовленных нами предложениях мы предполагаем, что дополнительная помощь будет оказываться тем регионам, расходы на зарплату и ЖКХ в бюджетах которых превысят 70% их доходных источников. Таким регионам мы хотим оказать помощь, распределив из 5-миллиардного резерва дотации на сбалансированность их бюджетов.

-- Ранее министр финансов Алексей Кудрин заявлял, что регионам будет оказана дополнительная помощь в преддверии выплат зарплат и отпускных учителям...

-- Для регионов проблема выплаты учителям зарплат и отпускных возникает в мае и наиболее остро ощущается в июне. Кстати, зарплата учителей, как правило, составляет примерно половину, а в некоторых регионах и больше, от всего объема зарплаты работников бюджетной сферы. По оценкам Минфина, общий объем отпускных учителям должен составить порядка 40 млрд руб. Из них10 млрд мы поможем регионам провести путем предоставления авансовых трансфертов. То есть мы переносим трансферты с июля-августа на июнь и частично на май. Кроме того, регионам, которым не хватит авансовых трансфертов, будут предоставлены бюджетные ссуды на шесть месяцев со сроком погашения до конца года.

-- Вы сказали, что зарплаты учителям составляют как минимум половину всех расходов бюджетов регионов на заработную плату бюджетникам. А какова сейчас доля зарплат в бюджетах субъектов РФ?

-- По данным за апрель, средний процент зарплаты к доходам бюджетов регионов составляет 32%. Но эта картина несколько искажается за счет регионов-доноров. Например, в Москве этот показатель составляет около 8%. Но в некоторых регионах доходит и до 70--80%.

-- Как будет регулироваться повышение зарплат бюджетникам в регионах после разграничения полномочий между ними и федерацией с 2005 года?

-- Обязательства в сфере установления и финансирования зарплат работникам бюджетных организаций также будут разграничены. С 2005 года решение федеральных властей о повышении зарплаты бюджетникам будет касаться только работников тех организаций, которые финансируются из федерального бюджета. Субъекты федерации будут самостоятельно принимать решения по своим работникам бюджетной сферы.

-- А где гарантии, что тогда регионы, которые всегда жалуются на нехватку денег, вообще будут повышать зарплаты своим бюджетникам?

-- С одной стороны, это так. Но, с другой, повышать заработную плату бюджетникам необходимо, потому что мы должны бороться с бедностью и приближать уровень оплаты работников бюджетной сферы к уровню зарплат в промышленности.

Положение дел с выплатой зарплаты бюджетникам по сути станет лицом местной администрации. Если администрация не повышает зарплату учителям и врачам, а в соседнем регионе и в целом по России она увеличивается, то местной администрации будет непросто отвечать на соответствующие вопросы людей.

-- Одно из ключевых изменений, которое нас ожидает с 2005 года, -- разграничение налоговых источников между федеральным центром и регионами. Какие основные налоги будут формировать бюджеты регионов с 2005 года?

-- Те налоги, которые равномерно распределены по территории России. В первую очередь, конечно, в полном объеме подоходный налог. Минфин предлагает изменить порядок его зачисления между субъектами РФ и муниципалитетами. Мы подготовили поправки в Бюджетный кодекс, где предложили большую часть поступлений подоходного налога -- 60% -- сконцентрировать на уровне субъекта РФ, потому что и полномочия между региональными и местными бюджетами распределяются в пользу региональных бюджетов. При этом 40% поступлений предлагается оставить на муниципальном уровне, из них 10% субъекты РФ будут распределять между теми муниципальными образованиями, которые нуждаются в финансовой помощи.

-- Вы уверены, что источники доходов будут достаточными для регионов?

-- Тут есть один нюанс. Есть так называемые "нефинансируемые" регионами мандаты, то есть расходные обязательства, которые сейчас существуют, но не финансируются. Если мы говорим, что с 2005 года все мандаты должны финансироваться, то такие "нефинансируемые" мандаты могут увеличить расходы региональных бюджетов. Если средств на их реализацию не хватит, они должны быть отменены субъектами РФ. То есть региональные власти должны до конца 2004 года принять свои законодательные акты по этому поводу.

--Значит, регионы в том числе будут сами принимать решения по своим льготникам -- в какой форме и в каком объеме предоставлять им льготы?

-- Мы хотим на федеральном уровне перевести все обязательства перед льготниками в денежную форму, причем таким образом, чтобы объем денежных выплат был приемлем для инвалидов и ветеранов. А субъекты РФ будут самостоятельно определять для "своих" льготников -- сохранять ли им льготы в натуральной форме или переводить их в денежные выплаты.

При этом в рамках межбюджетных отношений мы хотим стимулировать регионы тоже переводить свои обязательства по финансированию своих категорий льготников денежную форму. Я имею в виду механизм Фонда софинансирования социальных расходов. В следующем году мы предполагаем из этого фонда оказывать помощь регионам, которые будут переходить на денежные выплаты льготникам.

-- А вдруг отдельные регионы вообще отменят финансирование льгот на своем уровне, ведь формально у них есть такое право?

-- В соответствии с законами о разграничении полномочий это будет уже полностью правом регионов.

-- И все-таки, на ваш взгляд, улучшит ли реформа межбюджетных отношений качество региональных бюджетов?

-- Следующий год -- особенный, переходный, и мы должны быть предельно внимательны к вопросам межбюджетных отношений. Поэтому в рамках финансовой помощи предполагаем в 2005--2006 годах создать оперативный резерв по образцу выделения средств в бюджете этого года на обеспечение сбалансированности региональных бюджетов, который будет распределен в течение финансового года. Этот резерв должен быть предусмотрен в не меньшем объеме, чем в 2004 году (5 млрд руб. -- Ред.).

Но самое главное -- теперь регионы будут иметь полное представление о своих расходных обязательствах и доходных источниках. Поэтому, как мне кажется, разграничением доходных и расходных полномочий мы создаем условия для нормального бюджетного и общеэкономического планирования в субъектах Российской Федерации.