Время новостей
     N°88, 25 мая 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.05.2004
Приговор тяжелый, но не смертный
Возобновляется процесс над россиянами в Катаре
Двум российским военным разведчикам, суд над которыми возобновляется сегодня в Катаре, может быть вынесен тяжелый, но не смертный приговор. Такую информацию получила газета «Время новостей» из своих источников в Дохе. При этом с вероятностью в 99% вскоре после вынесения сурового приговора, а он ожидается в течение ближайших недель после еще нескольких заседаний, офицеры Яблочков и Богачев (такие фамилии, по нашим данным, значатся в их паспортах) вернутся на родину.

У проживающих в Катаре родственников чеченца Зелимхана Яндарбиева, убитого в Дохе 13 февраля, не осталось сомнений, что его «взорвали российские спецслужбы». Об этом газете «Время новостей» сказала вчера по телефону Малика, жена Яндарбиева. Она присутствовала на судебных заседаниях с самого начала, 11 апреля. Яндарбиева утверждает, что ее 53-летний муж жил в Катаре мирно, с «террористами не встречался». Она заметила, что принципиально не общается с российскими корреспондентами, включая тех, кто находится в Дохе: «Они перевирают все, что говорится на суде. Все вы работаете только на Путина. А все честные журналисты, писавшие о Чечне, уже там убиты».

Мнение родственников сейчас очень важно. Суд в Катаре вступает в заключительную стадию, и, по информации нашей газеты, ситуация сложная. Правда, если в начале процесса в ряде российских СМИ обсуждалась вероятность смертного приговора, то теперь благодаря усилиям адвокатов и дипломатов появился шанс, что такого исхода удастся избежать. Но наши источники говорят, что российским парням грозит длительный срок заключения, вплоть до пожизненного.

Вполне возможно, однако, что Доха и Москва заключили тайную сделку. Катарцы обещали, что арестованные в середине февраля россияне вернутся в Россию живыми. «Нами предпринимается максимум усилий, чтобы они вернулись на Родину», -- заявил официальный представитель МИД России Александр Яковенко. О том, что двусторонние отношения надо налаживать заново, несмотря на охлаждение, говорили по телефону еще вечером 23 марта президент Владимир Путин и эмир Хамад бен Халифа Аль Тани.

Итак, обвинительного приговора вряд ли удастся избежать. И цель Москвы -- его смягчение. По законам шариата (мусульманского права), родственники убитого вправе простить обвиняемых, согласившись на выкуп за кровь. Но надежд на это нет. Подросток Дауд, сын Яндарбиева, ехал с отцом после пятничной молитвы в том же джипе и был сильно контужен. Его мать Малика вчера, расплакавшись, сказала нашей газете, что такие ликвидации, как и вообще война в Чечне, ударят по России: «Теперь я в русских вижу только врагов. Всем воздастся по заслугам».

Москва поэтому уповает только на добрую волю катарского монарха. «Любой суровый приговор, будь то смертная казнь или пожизненное заключение, должен еще, по нашим законам, обязательно подписать эмир. А он вправе помиловать осужденных», -- сказал «ВН» высокопоставленный катарский дипломат. По его словам, россияне сами во всем признались, и видеокассета с этими признаниями была предъявлена суду. Но российская защита напирает на то, что признания были выбиты под пытками и такую видеокассету вообще нельзя приобщать к делу. Если она о чем и свидетельствует, так только о нарушении прав человека.

Этому как раз и будет посвящено сегодняшнее заседание: на нем выступает защита, в частности, нанятый россиянами катарский адвокат Мухсин Сувейди. В катарских судах имеют право выступать лишь местные юристы, а также адвокаты тех стран, с которыми, как с Египтом, подписаны юридические соглашения. Так что в суде может выступить еще и египетский адвокат Шариф Басьюни, долго работавший в США и также нанятый россиянами (услуги обоих оплачивает МИД России). Адвокаты напомнят и о показаниях двух свидетелей. Так, служащий отеля «Шератон» видел одного из обвиняемых в своей гостинице.

В помилование верит и глава представительства катарской телекомпании «Аль-Джазира» в России г-н Акрам Хузам, на днях вернувшийся в Москву из Дохи. «Да, приговор может быть суровым. У катарского суда есть кое-какие доказательства причастности россиян к убийству. Но все-таки они будут помилованы», -- сказал он вчера газете «Время новостей».

Елена СУПОНИНА