Время новостей
     N°86, 21 мая 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.05.2004
Нью-Йорк не сразу строился
В Московском Доме фотографии открыта выставка Бернис Эббот
Предпоследний аккорд Фотобиеннале получился эффектным. Проект Бернис Эббот «Меняющийся Нью-Йорк» -- прародитель множества монографий и выставок -- подвел черту. «Меняющийся Нью-Йорк» -- главная работа Бернис Эббот. Возвратясь в 1929-м из дальних европейских странствий, знаменитая уже своими портретами фотограф начала снимать Нью-Йорк самостоятельно -- подражая любимому Эжену Атже, который никогда не снимал по заказу -- ведь люди не понимают, что надо снимать. Выставка, которую Эббот сделала в Музее Нью-Йорка в 1934 году, помогла ей найти серьезных покровителей (проект стала финансировать Федеральная программа поддержки искусств) и соавтора -- художественного критика Элизабет Маккосланд, ставшую близким другом Эббот.

Эббот фотографировала подрастающий Нью-Йорк, уже прорезанный улицами-щелями, но еще не ставший супергородом, подробно и тщательно. Небоскребы, крошечные лавочки, уличные торговцы, роскошные виллы и бедные кварталы -- все одинаково важно в этом проекте. Эббот была одним из основателей Фотолиги, поддерживала идею социально-ответственной фотографии. Но в отличие от многих своих коллег увлекалась не критической документалистикой, а истинной красотой города. Опыт модернистской фотографии помог ей снимать Нью-Йорк совершенно свободно и смело.

Бернис (в Европе она стала называть себя на французский манер -- Беренис) Эббот была девушкой слишком яркой, необычной и самостоятельной для провинциального Огайо, где она родилась и выросла. В университете, где она начала учиться журналистике, царила невыносимая скука, раздражали слишком строгие правила (особенно для девушек). В 1918 году Эббот переехала в Нью-Йорк -- поселилась в богемном квартале Гринвич-Виллэдж, занималась живописью и скульптурой, подрабатывала официанткой и актрисой на маленьких ролях, познакомилась с «интересными людьми», среди которых были Марсель Дюшан и Ман Рэй. Когда стало понятно, что настоящая художественная жизнь кипит в Европе, Эббот отправилась в Париж -- вложив в билет все имеющиеся деньги.

Фотография сама нашла ее -- перебравшемуся в Париж старому знакомцу Ман Рэю нужен был трудолюбивый и непритязательный ассистент, Эббот -- работа. Поначалу все складывалось идеально -- девушка трудилась в поте лица, научилась отлично проявлять и печатать. Но затем она начала потихоньку фотографировать в «свободное время», сделанные ею портреты входили в моду. После того как знаменитая богачка и меценатка Пегги Гуггенхайм заказала ей портрет, выяснилось, что мастера не любят слишком успешных ассистентов. В 1926 году Эббот завела собственную мастерскую и выработала правила для дальнейшей работы: она не искала клиентов, не использовала рекламу и никогда не снимала бесплатно. Эббот стала почти официальным портретистом интеллектуалов, у нее фотографировались знаменитости -- Джойс, Кокто, Андре Жид, ее студия пользовалась популярностью у таких же, как она, сильных, независимых, успешных женщин. Фотографии -- рафинированные, очень свободные, немного холодноватые -- напоминали о модных влияниях, парижских и берлинских: четкий силуэт, крупный план, нейтральный фон.

В Париже Эббот нашла свою фотографическую любовь -- неутомимого летописца Парижа Эжена Атже. Она сделала знаменитые портреты Атже и несколько десятилетий -- до 1968-го -- возилась с его архивом, пока не продала его Музею современного искусства Нью-Йорка.

Эббот много снимала, преподавала -- ей первой удалось внушить начальству, что фотографию надо преподавать как искусство, -- писала книги, изобретала фотографическое оборудование и техники. Одной из первых ей удалось на равных соревноваться с мужчинами в получении заказов, ей посвящено множество книг и выставок. Но проект «Меняющийся Нью-Йорк» -- выставка в Музее города Нью-Йорка в 1937 году -- и книга, изданная в 1939-м, остались недосягаемой вершиной. И для своего автора, и для многочисленных последователей.

Фаина БАЛАХОВСКАЯ
//  читайте тему  //  Выставки