Время новостей
     N°85, 20 мая 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.05.2004
Роковая дюжина
Германия представила свою версию гибели башкирского Ту-154
Швейцарская компания "Скайгайд" согласилась вчера с выводами немецкого ведомства по расследованию авиационных происшествий и признала, что виновна в авиакатастрофе над Боденским озером, "Скайгайд" берет на себя полную ответственность за свои ошибки и выражает искренние извинения родственникам 71 человека, лишившегося жизни", -- говорится в заявлении гендиректора компании Алена Россье.

В обнародованном вчера докладе немецких экспертов указывается, что российский пассажирский самолет Ту-154 «Башкирских авиалиний» и грузовой "Боинг-757" курьерской почты DHL столкнулись в ночь на 2 июля 2002 года из-за действий авиадиспетчеров. В катастрофе погиб 71 человек -- 69 россиян (в основном дети, летевшие на отдых в Испанию) и два пилота "Боинга". Оба самолета находились над территорией Германии (именно поэтому расследованием причин столкновения занимались немецкие специалисты), но в зоне компетенции швейцарской диспетчерской службы "Скайгайд". Дежурный сотрудник компании слишком поздно дал Ту-154 команду на снижение. У российских пилотов было только 50 секунд для выполнения сложного маневра. Большинство экспертов склонны винить в случившемся авиадиспетчера Петера Нильсена. Его уже нет в живых: с ним, как полагает следствие, свел счеты житель Владикавказа Виталий Калоев, жена и двое детей которого погибли в ту трагическую ночь.

Досталось всем -- критике были подвергнуты правила ИКАО, "лишенные единого подхода и частично противоречивые". Весьма негативно оценена в докладе работа компании "Скайгайд", многие годы мирившейся с тем, что во время снижения интенсивности полетов у пульта управления оставался лишь один диспетчер, тогда как второй отправлялся спать. Однако в докладе отмечается, что «неверные решения» принял не только диспетчер "Скайгайд", но и пилоты российского самолета. Они приняли указания наземной службы идти на снижение, в то время как автоматическая система предотвращения столкновений (TCAS) предписывала набирать высоту.

Второй пилот башкирского "Ту" намеревался вытянуть машину вверх, как требовал прибор, сигнализирующий о возможном столкновении, но командир экипажа подчинился указаниям наземной службы контроля за полетами и увел самолет вниз -- туда, где пролетал роковой «Боинг». "Поскольку летчики не последовали указаниям бортовой системы контроля на своем самолете, они несут часть вины", -- говорится в заключении немецких специалистов.

Указание на частичную вину россиян стало неприятным сюрпризом для немецкого адвоката Михаэля Вильти, представляющего интересы родных и близких погибших. Но в итоговом докладе подчеркивается, что «авиакатастрофа такого масштаба всегда представляет собой комплексное происшествие». 10 из 12 представленных рекомендаций по организации безопасности на воздушном транспорте касаются непосредственно компании "Скайгайд".

Германия, Швейцария и компания "Скайгайд" уже создали совместный фонд по выплате компенсаций. Однако родственники жертв катастрофы считают, что предложенных денег недостаточно. Адвокаты большинства из них требуют по 1,5 млн долл. за каждого погибшего. Президент Швейцарии Йозеф Дайс в письме президенту Владимиру Путину выразил глубокое сожаление в связи с катастрофой над Боденским озером и заверил, что его страна «прилагает все усилия, чтобы быстро и без бюрократических проволочек» выплатить «достойные компенсации» родным и близким погибших.

На возмещение убытков рассчитывают и жители германских городков, расположенных в районе трагедии. Городской совет Юберлингена с немецкой аккуратностью подсчитал затраты и выставил Швейцарии счет на 90 тыс. евро за использование пожарной охраны, служб спасения и психологической поддержки. Коммуна Овинген требует 45 тыс. евро, а Бодензее -- 50 тыс. евро.

Юрий ШПАКОВ, Берлин