Время новостей
     N°81, 14 мая 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.05.2004
Мелкий реванш
Питерские трейдеры могут получить часть заправок, предназначенных ЛУКОЙЛу
Независимым автозаправщикам в Санкт-Петербурге, возможно, удастся обойти ЛУКОЙЛ в борьбе за участки, отведенные ему для строительства бензозаправок. Хотя администрация города в конце апреля и обещала ЛУКОЙЛу выделить без проведения конкурса землю под 60 АЗС, сейчас источники в Смольном не исключают возможности пересмотра соглашений, подписанных губернатором Валентиной Матвиенко и главой компании Вагитом Алекперовым.

Топливные операторы Питера начали борьбу с ЛУКОЙЛом чуть более двух недель назад. Они возмущались соглашением, подписанным 22 апреля, согласно которому в 2004--2007 годах администрация города обещала предоставить холдингу Вагита Алекперова 60 участков для строительства АЗС (пока в Санкт-Петербурге работает только 30 заправок компании). За это ЛУКОЙЛ должен был инвестировать в развитие городской инфраструктуры 20 млн долл., а также через дочерние компании перечислить в бюджет Питера в виде налогов в 2004 году не менее 900 млн руб., а в 2007-м -- не менее 2 млрд руб. Правда, с оговоркой, что на такие поступления город может рассчитывать только при сохранении благоприятной конъюнктуры рынка нефти и сопоставимых условий налоговой системы. Кроме этого ЛУКОЙЛ обещал до 2007 года выделить до 1 млн долл. на социальные программы и отреставрировать особняк Штиглица на Английской набережной. Обрадованная такими перспективами г-жа Матвиенко после подписания соглашения заявила: «Я уверена, что примеру ЛУКОЙЛа скоро последуют другие нефтяные компании, такие как «Сибнефть» и «Татнефть».

Буквально в тот же день оказалось, что местные операторы не в восторге от того, что ЛУКОЙЛу без конкурса будет предоставлено 60 участков земли. Более того, входящие в питерский Нефтяной клуб компании заявили, что собираются обратиться в МАП и прокуратуру. Но, судя по всему, для того чтобы найти компромисс с правительством города, им хватило собственных административных ресурсов. На днях председатель Hефтяного клуба Олег Ашихмин заявил: «Глава города пообещала, что окончательное решение о пересмотре условий инвестиционного соглашения будет принято по результатам открытых торгов земельными участками для АЗС, которые пройдут в июне». Он добавил, что на торги будут выставлены 25 участков, которые первоначально планировалось передать ЛУКОЙЛу.

В пресс-службе губернатора заявили, что дата аукциона будет объявлена после 1 июня, и в нем смогут участвовать местные трейдеры. Источник газеты «Время новостей» в Смольном подтвердил, что недавно действительно состоялась встреча г-жи Матвиенко и г-на Ашихмина, и во время их разговора губернатор не исключила, что соглашение с ЛУКОЙЛом может быть частично пересмотрено, а на торги будут выставлены некоторые из тех 60 участков, которые были обещаны компании. Но речь идет о небольшой части из перечня участков, которые «застолбил» ЛУКОЙЛ.

В ЛУКОЙЛе пока не считают себя обиженными. «Срок действия соглашения -- с 2004 по 2007 год, но его конкретные параметры оговариваются в краткосрочной программе, которая должна перезаключаться. Пока подписана программа взаимодействия только на 2004--2005 годы, согласно которой администрация должна предоставить нам 60 определенных участков. При этом по согласованию сторон в программу могут быть внесены изменения», -- говорит представитель холдинга. От детальных комментариев в компании отказались, но, судя по всему, в ЛУКОЙЛе не сомневаются, что в конечном счете получат все 60 участков, хотя некоторые из них могут находиться не там, где планировалось. Кроме того, ничто не мешает нефтяной компании принять участие в конкурсе и таким образом получить место для будущих заправок.

Аналогичный скандал назревает и в Москве. Как сообщил вчера газете «Время новостей» источник в Московской топливной ассоциации (МТА), сейчас в недрах организации готовится письмо на имя Юрия Лужкова с возражениями против действий Московской нефтяной компании (МНК), созданной при участии известного столичного предпринимателя Шалвы Чигиринского и правительства города. Собственно, аналогичное письмо МТА в мэрию уже направляла, но персонально к г-ну Лужкову еще не обращалась. В середине апреля глава МТА Сергей Борисов сообщил главе правового управления мэрии Геннадию Пономареву, что «МНК, опираясь на статус муниципальной компании, предприняла попытку добиться выделения в эксклюзивном порядке большого количества земельных участков для расширения собственной сети АЗС. Подбор участков сопровождался беспрецедентным давлением органов городского управления на префектуры, вплоть до введения запрета на оформление исходно-разрешительной документации по уже выданным земельным участкам для иных субъектов рынка».

Денис РЕБРОВ, Виктор МАТВЕЕВ, Санкт-Петербург