Время новостей
     N°78, 07 мая 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.05.2004
"В Москве такая цифра всех в шок приведет"
Накануне заседания правительства национальную программу модернизации и развития автомобильных дорог России с 2005 по 2025 год обсуждали в семи федеральных округах. Газета «Время новостей» решила проанализировать ситуацию с дорогами и национальной программой их модернизации на примере одного федерального округа.

Даже полпред президента в Южном федеральном округе Владимир Яковлев сначала подивился колоссальной стоимости двадцатилетнего проекта. Но потом согласился с мнением экспертов, что на развитие дорожного хозяйства России, как и прежде, надо ежегодно направлять не менее 2,5% ВВП.

По расчетам директора ГипродорНИИ Владимира Узлова, доля юга России в новой федеральной программе "тянет" почти на 2,3 трлн руб. Даже с разбивкой на 20 лет сумма получается настолько большой, что, как заметил Владимир Яковлев, разработчикам программы придется сейчас сконцентрироваться не на технических ее аспектах, а на том, как убедить правительство выделить такие огромные средства.

"В Москве такая цифра всех в шок приведет", -- честно признал полпред президента. Тем более что объезжавший в апреле округа первый заместитель министра транспорта и связи Анатолий Насонов честно предупредил регионалов, чтобы они особо не размахивались с "расходными пожеланиями", поскольку источники финансирования программы до конца не ясны и федеральным властям.

"Когда в стране существовал налог на пользователей автодорог, на дорожное хозяйство ежегодно тратилось 2,5--2,8% ВВП, -- пояснила газете "Время новостей" начальник отдела Северо-Кавказского филиала ГипродорНИИ Наталья Нечаева. -- После отмены налога эта доля сначала упала до 1,7--1,8% ВВП, а в прошлом году и вовсе скатилась до 1,3% -- попытки финансировать строительство и модернизацию дорог за счет нефтяных акцизов оказались неудачными".

В прошлом году вложения в дорожное хозяйство по регионам Южного федерального округа составили в среднем 30% от запланированных. Между тем южнороссийские автомобильные дороги, как считают эксперты, сегодня уже физически не в состоянии "переваривать" существующий транспортный поток, который к тому же из года в год увеличивается.

«К примеру, при нынешней ежесуточной нагрузке на федеральную трассу "Дон" в 15--20 тыс. автомобилей здесь по нормативам требуется четыре полосы движения, а их только две, -- сетует Наталья Нечаева. -- При этом практика показывает, что модернизация дорог обходится дороже нового строительства. И хотя по обеспеченности автомобильными дорогами с твердым покрытием Южный федеральный округе занимает второе место в России после Центрального, только 10% из них подпадают под требования первой категории. (Первая техническая категория автодорог -- самая высокая -- подразумевает не менее четырех полос движения, пятиметровую разделительную полосу с ограждением, переборками в середине дороги. Само полотно дороги -- 24 метра в ширину с учетом широких укрепленных обочин. -- Ред.) Наша задача -- довести этот показатель до 55%. Откладывать дальше решение дорожной проблемы нельзя , не случайно этой теме было специально посвящено ноябрьское заседание Госсовета, по итогам которого, собственно, и появилось поручение президента разработать национальную программу".

Впрочем, по сведениям газеты "Время новостей", дорожники, запрограммировав идеальный вариант развития шоссейного хозяйства юга России ценою в 2,5% ВВП, на всякий случай предусмотрели и более бедный вариант -- стоимостью 1,5--2% ВВП. В свою очередь представители регионов на совещании в полпредстве, где обсуждался окружной блок федеральной дорожной программы, критиковали её чрезмерную устремленность в будущее: 20 лет -- слишком большой срок, чтобы пытаться так далеко "программировать бюджетный процесс". Известно, что за первую пятилетку реализации южнороссийского блока национальной программы предполагается потратить 350 млрд руб. И окружные власти рекомендовали разработчикам программы четче прописать приоритеты, чтобы в случае недофинансирования было ясно, какие объекты строятся в первую очередь.

Среди самых важных объектов, включенных в федеральную программу от юга России, -- модернизация автомобильных магистралей "Дон" и "Кавказ", строительство обходных трасс в районе Новороссийска и Сочи, развитие подъездов к курортному комплексу Красной Поляны.

Игорь БУРАКОВ, Ростов-на-Дону