Время новостей
     N°72, 26 апреля 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.04.2004
Стенка на стенку
Галерея XL клонировала саму себя
Инсталляция Ирины Кориной может считаться еще одним подарком к десятилетнему юбилею самой успешной московской галереи Contemporary Art -- XL. Художница пригласила в гости к новой галерее (в Подколокольном переулке) пространство галереи старой (той, что была на Садовом). Иначе говоря: стены старой XL встроены вовнутрь новой XL, получилась галерея-матрешка. Траекторию движения по этому пространству медитативной ностальгии художница сравнивает со спиралью улитки: «Мне хотелось сделать некую систему, внутри себя закольцованную... которая возвращается все время назад. С одной стороны, современные визуальные, дизайнерские обращения к 70-м, такая ностальгия, а с другой стороны -- 70-е, которые обращены в будущее -- будущее, которое наступило сейчас, но немножко иное. Такая закручивающаяся история -- и во времени, и в пространстве». Входишь в дверь -- попадаешь в белый изогнутый коридор. Движешься внутри стерильных пластиковых стен. На повороте -- ступеньки и порожек. Еще шаг -- и ты внутри стен старой XL. Знакомые все лица -- хозяйка галереи Лена Селина, верный спутник Сергей Хрипун, преданные критики и Иосиф Бакштейн -- константная для всех величина. В общем, полное дежа вю. Поверх низеньких старых стен видны кусочки стен новых, оформленные Кориной под мозаичные панно советских пионерлагерей, домов культуры и столовых. Смоделирован футуристический рай коммунизма. На одной стене -- кусочек космонавта с пламенным взором и в шлеме СССР, на другой -- проткнувшие небо высотки, на третьей -- спортсмены, на четвертой -- счастливые ученые.

«Воспоминания о будущем» вроде бы должны умилять. Но в формате XL миражи советской утопии тревожат. Внутри стен галереи десять лет художники сражались за свободу (мысли, творчества, интеллекта), а на деле их мир так и остался в плену трухлявых иллюзий, облезлых мифов, обшарпанных миражей. И когда это понимаешь, вступаешь совсем на другую территорию XL-дискурса.

В пластиковом «клоне» бывшей XL Елена Селина вручила мне давно изданный юбилейный каталог -- отчет галереи за прожитое десятилетие. Воспользуюсь законом о сроке давности и вопреки дежурным юбилейным славословиям сформулирую (для себя по крайней мере): во всем шикарно изданном и откомментированном архиве выставок галереи тех, что хочется посмотреть заново, раз-два и обчелся. И для российской ситуации это неплохой результат! Перелистывая сейчас картинки с казавшимися такими раскованными, а теперь очевидно -- просто несделанными ни по мысли, ни по технике инсталляциями нынешних мэтров (Кулика, Дубоссарских с присными), думаешь: да, из плена стереотипов сознания постсоветского человека мы вылезали (вылезаем) с большим трудом. И инфантильный радикализм девяностых -- свидетельство растерянности сформировавшегося в мозаично-панельном рае с космонавтами на стенах и холуйством в душе человека перед Свободой мыслить, общаться и нести ответственность за то, что делаешь. К этой свободе XL сейчас и движется. Вопреки удушающим объятиям ностальгического трэша.

Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Выставки